«Субсидии банкам по льготной ипотеке больше, чем бюджет получит от повышения НДС…»
Татьяна Куликова
Проект закона, предусматривающий самое суровое наказание за вовлечение детей и подростков в диверсионную деятельность, разработан Госдумой. Об этом накануне рассказала вице-спикер ГД Ирина Яровая.
Председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев говорил, что возраст наступления уголовной ответственности за совершение диверсий может быть снижен до 14 лет.
Адвокат Сталина Гуревич в беседе со «Свободной Прессой» отметила, что дело не в возрасте. В России правоприменительная практика идет по карательному пути, если говорить о людях, обманутых мошенниками. Есть такое понятие как добросовестное заблуждение — состояние, при котором человек не осознает неправильности своих суждений или действий, а искренне полагает, что мыслит и действует правильно.
«Это не должно образовывать в данном случае состава преступления, которое состоит из четырех факторов — объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона. При отсутствии хотя бы одного фактора, состава преступления нет. Если мы говорим об умысле, то он бывает прямой, косвенный, и есть еще неосторожная форма вины. Так вот, если человек обманут, если его убедили в том, что он, например, участвует в специальной операции российских спецслужб в интересах государства, то здесь будет отсутствовать прямой умысел. На мой взгляд, здесь даже косвенного умысла нет. Так вот когда гражданин не понимает, что он совершает, мне кажется, не может быть образован состав преступления», — пояснила собеседник издания.
По словам адвоката, в РФ практика пока все равно находит состав преступления, и люди получают «абсолютно конские сроки». С учетом того, что дети, подростки сегодня не обладают, к сожалению, нужным количеством интеллекта для того, чтобы понять и осознать происходящее, история о снижении возраста наступления уголовной ответственности за такие преступления «не совсем правильная».
«Если человек действует умышленно, совершая диверсию, понимая, что он делает и зачем он это делает — это один вопрос. В этом случае ответственность, на мой взгляд, может наступать с 14 лет. Но у нас проблема в том, что правоприменительная практика идет по очень кривому пути, игнорируя понятие умысла. При отсутствии умысла ни с 14 лет, ни с 34, ни с 44 ответственность не может наступать. У нас она наступает, что неправильно. С этим надо бороться», — подчеркнула Гуревич.
Яровая накануне указывала на серьезный рост фактов диверсионной направленности. Так, в 2024-м число таких преступлений увеличилось в девять раз по сравнению с 2022 годом.