«Производительности труда во всей экономике России не растет...»
Валентин Катасонов
Проект закона, предусматривающий обязательный учет телефонных номеров и введение специальных детских сим-карт для контроля активности в сети, внесен в Госдуму. Предполагается, что данные о номерах, выданных подросткам в возрасте от 14 до 18 лет, должны подлежать учету операторов связи.
При идентификации пользователя через номер телефона в Рунете будет проверяться, принадлежит ли он несовершеннолетнему. Также планируется внедрение детских сим-карт. При этом о запрете социальных сетей на федеральном уровне речи не идет.
iT-эксперт Даниил Аржаков в интервью «Свободной Прессе» отметил, что идея обязательной регистрации сим-карт подростков и внедрения «детских» с родительским контролем выглядит логичной мерой защиты — особенно на фоне китайского опыта, где с 2024 года все сим-карты в обязательном порядке привязываются к паспортным данным, и это не вызывает массового общественного сопротивления.
«Однако ключевое отличие в том, что китайская система ориентирована на идентификацию всех пользователей без дискриминации, тогда как предлагаемый в России подход целенаправленно выделяет несовершеннолетних как группу повышенного контроля, что ставит под угрозу их право на цифровую приватность и автономию в формировании цифровой личности. Даже при благих намерениях — защитить от мошенников или вредного контента — механизм, позволяющий родителям (или третьим лицам при технических уязвимостях) отслеживать посещенные сайты и время пребывания в сети, создает опасный прецедент», — пояснил собеседник издания.
IT-эксперт Иван Калмыков заявил «Свободной Прессе», что в этом законопроекте есть несколько критически важных аспектов, требующих детального обсуждения. Концепция детских сим-карт с контролем трафика технически реализуема, но создаст серьезную нагрузку на инфраструктуру операторов связи. Система идентификации несовершеннолетних по номеру телефона потребует создания единой федеральной базы данных, что неминуемо приведет к вопросам безопасности хранения персональных данных миллионов подростков.
«Централизация данных о детских номерах создает привлекательную цель для хакеров. Утечка такой базы может привести к массовому мошенничеству с использованием данных несовершеннолетних. Более того, сама возможность родительского контроля через сим-карту технически уязвима — подростки быстро найдут обходные пути через Wi-Fi, VPN или вторичные устройства. Законопроект ставит под угрозу и цифровую грамотность подрастающего поколения. Постоянный мониторинг активности формирует культуру недоверия, а не обучает безопасному поведению в сети. Критически важно найти баланс между защитой и развитием цифровой самостоятельности подростков», — уточнил Калмыков.
Эксперт считает, что технически современные методы родительского контроля (специализированные приложения, настройки роутеров, обучение цифровой гигиене) гораздо эффективнее и менее инвазивны, чем госконтроль через сим-карты. Борьба с кибербуллингом требует образовательных программ и психологической поддержки, а не технического слежения.
Калмыков предложил усилить цифровое образование в школах, разработать открытые стандарты для родительских контролей с прозрачной политикой данных, и сосредоточиться на реальных угрозах — борьбе с детскими порносайтами и мошенничеством через существующие правоохранительные механизмы.
Ранее сообщалось, что в 2025 году число успешных кибератак на финансовый сектор России снизилось до минимума за четыре года, однако общий ущерб от них резко вырос.