«Все ключевые законопроекты рубятся на корню ЕР при поддержке сателлитов из ЛДПР…»
Сергей Аксенов
Частный сектор является неотъемлемой частью системы высшего образования. Об этом в начале недели сказал глава Минобрнауки Валерий Фальков.
Министр сообщил, что сейчас 34% университетов являются частными. В них обучается 13% всего контингента студентов. По его словам, частные вузы вправе претендовать на бюджетные места при выполнении необходимых показателей. При этом большинство частных университетов ориентированы на подготовку кадров по социально-гуманитарным направлениям.
«Необходимо планомерно и выверено разворачивать сектор негосударственного образования на те потребности, которые испытывает наша экономика. Если социально-экономический блок и направления подготовки стали избыточными, то, очевидно, надо смотреть на прогнозы рынка труда на ближайшие 5−10 лет. Исходя из этого, отказываться от устаревших программ и открывать новые», — добавил Фальков.
Профессор кафедры европейских исследований СПбГУ, политолог Наталья Еремина в беседе со «Свободной Прессой» отметила, что есть частные вузы, которые развивают интересные новые направления. При этом они подчиняются тем же самым регламентам и стандартам, которые распространяются на всю систему высшего образования, но негосударственные университеты имеют возможность более гибко реагировать на требования рынка.
«Там больше форматов, сильно развита система онлайн-курсов, повышения квалификации. У них есть возможность постоянного доступа для студентов к разным ресурсам, в том числе подключение ко всем онлайн-конференциям. Список приглашенных лиц, выдающихся практиков действительно потрясает. У нас, например, в ряде госвузов преподаватели буквально за свой счет иногда привозят крутых специалистов. А в частных, особенно московских, — это делается достаточно легко. При этом цена сопоставима с государственными университетами, которые уже на коммерческой основе предлагают образование», — пояснила собеседник издания.
Второй важный момент — конкурентная заработная плата. Даже на уровне старшего преподавателя уровень, чаще всего, намного выше. В частных вузах практически все преподаватели являются кандидатами наук, поскольку, находясь изначально в государственных системах, — подрабатывают. И получается, что преподаватели с разработанными курсами обкатывают их в государственной системе высшего образования, а затем имеют возможность не просто трудиться в частном секторе, но и выступать там как методологи, уточнила Еремина.
«Практически ни одно государство мира не тянет на себе те задачи, которые стоят перед современным образованием. К сожалению, государство в современном мире зачастую избавляется от социальной повестки. А ведь высшее образование — это не только специальность. Это определенный менталитет, стиль, отношение к жизни, умение мыслить, особый круг общения, отсутствие стеклянного потолка. Могут люди платить — пусть платят. И во всех системах будет именно так. В Китае, например, где государство играет большую роль, более 30% — вузы частные. Там понимают, что государство самостоятельно не тянет, нет ресурсов», — подчеркнула профессор.
Идти по пути запретов и ограничений в образовании нельзя, если все выстроено в рамках законодательства. России нужны образованные люди. И даже если они прослушали минимальное количество часов, все равно формируется определенная база. А дальше самообразование — но так было всегда, заключила Еремина.
Ранее выяснилось, что около 35% выпускников российских университетов оказались избыточно образованными для своих профессий.