Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / День в истории
14 сентября 2021 10:34

Первый советский автожир, «Курица несушка», «Аллигатор»: Легендарные вертолеты Камова

14 сентября 1902 года в Иркутске родился авиаконструктор, ставший одним из создателей отечественного вертолетостроения

1989
11 / 22
 Фото: Яцина Владимир/ТАСС
На фото: средний транспортный вертолёт соосной схемы с двумя турбовальными двигателями и неубирающимися шасси Ка-32. 1997 год. Началом разработки вертолёта Ка-32 следует принимать, как и для вертолёта Ка-27, 1969 год. Первоначально в качестве основного назначения Ка-32 предполагалось его использование для разведки ледовой обстановки в экстремальных северных условиях Арктики днём и ночью, однако позже было решено разрабатывать вертолёт для многоцелевого всепогодного применения: для поисковых и спасательных работ, транспортных перевозок, разгрузки судов и обслуживания буровых платформ, крановых работ при монтаже оборудования, вывозке пакетов ценной древесины, патрульной службы и других целей. Вертолёт было решено оборудовать совершенным пилотажно-навигационным комплексом с бортовой ЭВМ, обзорной РЛС, противообледелительными системами и специальным оборудованием. Отсутствие на вертолёте вооружения и поискового противолодочного оборудования и связанных с ним систем позволило использовать внутренние объёмы для размещения топливных баков и различного оборудования для гражданского применения и обеспечило увеличение грузоподъёмности вертолёта. Первый полёт опытного вертолёта Ка-32 состоялся 24 декабря 1973 года (лётчик-испытатель Е. И. Ларюшин). Первый полёт серийного вертолёта Ка-32 — в 1980 году. На опытном вертолёте Ка-32 впервые в истории освоения Арктики в конце 1978 года осуществлена проводка атомного ледокола «Сибирь» с караваном судов в условиях полярной ночи. В 1981 году вертолёт Ка-32 впервые был продемонстрирован зарубежным специалистам в г. Минске на конференции по применению гражданской авиации в народном хозяйстве, а в 1985 году — на Парижской авиационно-космической выставке и позже на многих других выставках.

119 лет назад родился советский авиаконструктор, создатель вертолетов с двумя несущими винтами «Ка» Николай Камов.

Считается, что именно Камов ввел в оборот придуманное им слово «вертолет» от «вертится» и «летает».

В 1948 году успешно был продемонстрирован первый вертолет его разработки — КА-8. В тот же год было создано ОКБ-2, а Камов назначен его главным конструктором и занимал этот пост до конца жизни.

Под руководством Камова выпускались: вертолет для связи и наблюдения Ка-10, вертолет поиска подводных лодок Ка-15, четырехместный вертолет Ка-18, противолодочный вертолёт корабельного базирования Ка-25, многоцелевой вертолет Ка-26 и ряд других, а также винтокрыл Ка-22, аэросани «Север-2» и Ка-30, глиссер. За выдающиеся заслуги в развитии советской авиации Камов награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями.

Николай Ильич Камов родился в 1902 году в Иркутске. Окончил Томский технологический институт с отличием и вошел в историю вуза как самый молодой студент, выпускник и инженер. Во время учебы пристрастился к авиации и авиастроению, решил строить вертолеты. Стал активным участником авиакружка, начал изучать книги по авиации и проводить эксперименты с винтами.

В красноармейский авиаотряд его не взяли — сказался врожденный порок правой руки. Поэтому студент стал собирать всю возможную информацию на авиационную тему. Его соседом по парте в институте был выдающийся летчик, пионер авиации, Харитон Славороссов, уже тогда прославившийся своими рекордами, который, конечно, тоже подогревал интерес Камова к авиатеме.

В 25 лет начал разрабатывать автожир собственной конструкции, а спустя два года уже вместе с Николаем Скржинским создал первый советский автожир КАСКР-1 — «Красный инженер». В 1940 г. Камов стал главным конструктором КБ (конструкторского бюро) по вертолетостроению, сейчас — Национальный центр вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова.

На сегодняшний день вертолеты Камова — единственные в мире серийно выпускаемые с соосными несущими винтами. Такая схема обеспечивает высокую маневренность и хорошую управляемость при малых габаритах техники, что делает Ка-32 незаменимым в ограниченном воздушном пространстве, например, в городских условиях, горной местности, на флоте или на морских платформах.

Смотрите также
Последние новости