Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / День в истории
14 сентября 2021 10:34

Первый советский автожир, «Курица несушка», «Аллигатор»: Легендарные вертолеты Камова

14 сентября 1902 года в Иркутске родился авиаконструктор, ставший одним из создателей отечественного вертолетостроения

1989
15 / 22
 Фото: Людмила Пахомова/ТАСС
На фото: беспилотный вертолет многоцелевого использования КА-137 (инженерная разведка, патрулирование лесов и торфяников и многое другое) на выставке вертолетной фирмы «Камов» на территории Чкаловского аэродрома, приуроченная к юбилею выдающего авиаконструктора, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии, доктора технических Николая Ильича Камова, которому 14 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения. 2002 год.

119 лет назад родился советский авиаконструктор, создатель вертолетов с двумя несущими винтами «Ка» Николай Камов.

Считается, что именно Камов ввел в оборот придуманное им слово «вертолет» от «вертится» и «летает».

В 1948 году успешно был продемонстрирован первый вертолет его разработки — КА-8. В тот же год было создано ОКБ-2, а Камов назначен его главным конструктором и занимал этот пост до конца жизни.

Под руководством Камова выпускались: вертолет для связи и наблюдения Ка-10, вертолет поиска подводных лодок Ка-15, четырехместный вертолет Ка-18, противолодочный вертолёт корабельного базирования Ка-25, многоцелевой вертолет Ка-26 и ряд других, а также винтокрыл Ка-22, аэросани «Север-2» и Ка-30, глиссер. За выдающиеся заслуги в развитии советской авиации Камов награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями.

Николай Ильич Камов родился в 1902 году в Иркутске. Окончил Томский технологический институт с отличием и вошел в историю вуза как самый молодой студент, выпускник и инженер. Во время учебы пристрастился к авиации и авиастроению, решил строить вертолеты. Стал активным участником авиакружка, начал изучать книги по авиации и проводить эксперименты с винтами.

В красноармейский авиаотряд его не взяли — сказался врожденный порок правой руки. Поэтому студент стал собирать всю возможную информацию на авиационную тему. Его соседом по парте в институте был выдающийся летчик, пионер авиации, Харитон Славороссов, уже тогда прославившийся своими рекордами, который, конечно, тоже подогревал интерес Камова к авиатеме.

В 25 лет начал разрабатывать автожир собственной конструкции, а спустя два года уже вместе с Николаем Скржинским создал первый советский автожир КАСКР-1 — «Красный инженер». В 1940 г. Камов стал главным конструктором КБ (конструкторского бюро) по вертолетостроению, сейчас — Национальный центр вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова.

На сегодняшний день вертолеты Камова — единственные в мире серийно выпускаемые с соосными несущими винтами. Такая схема обеспечивает высокую маневренность и хорошую управляемость при малых габаритах техники, что делает Ка-32 незаменимым в ограниченном воздушном пространстве, например, в городских условиях, горной местности, на флоте или на морских платформах.

Смотрите также
Последние новости