Всем мы гуляем в парках, все видим кормушки — а многие горожане сами эти кормушки вешают и регулярно их пополняют. Поговорите с любым из тех, кто ежедневно ходит в гости к «своим» птицам, и вы услышите много интересного.
А можно просто остановиться неподалеку от кормушки и понаблюдать. Главные «бенефициары» — синицы: большая, она же «большак», и лазоревка — чуть поменьше, в голубой шапочке. А еще буроголовая гаичка, масковка, симпатичнейшая длиннохвостая синица (ополовник). Изредка можно встретить на кормушках зарянку (малиновку), чижа, черного дрозда. Тут же воробьи, их тоже два вида — полевой, с черными пятнышками на щеках, и домовый.
Практически на любой кормушке можно встретить поползня, но он не сидит, а хватает семечку и мгновенно улетает ее прятать. У кормушек, расположенных в немноголюдных местах, частые гости сойки и дятлы. Последние весьма неравнодушны к салу, которое развешивают для синиц. Дятлов тоже несколько видов, самые распространенные — большой пестрый и средний пестрый, но есть еще и малый, и белоспинный, седой, зеленый, черный (желна)…
Еще один вариант массовых птичьих столовых — плодовые деревья и кустарники, в первую очередь рябина. Это угодья дроздов-рябинников, свиристелей, снегирей. На торчащих из снега репейниках можно встретить щеглов. По кромке незамерзающих ручьев и речек всю зиму охотится на всякую насекомую мелочь крапивник, едва ли не самая маленькая птичка в наших краях.
Поскольку в столице много незамерзающих водоемов, находясь рядом с такими, стоит приглядеться к утиному сообществу. Номер один — разумеется, кряквы. Но в их массе порой встречаются весьма необычные виды водоплавающих. Это в первую очередь огари, крупные оранжевые утки, еще два-три года назад считавшиеся экзотикой, но теперь в, скажем, парке Царицыно их едва ли меньше, нежели крякв. Шилохвость, свиязь, разного вида чирки (едва ли не вдвое меньше кряквы), несколько видов гусей — и разнообразие зимующих в Москве водоплавающих растет. Самые нарядные уточки — мандаринки, их чаще встречают на севере города, в Алтуфьево и рядом.
Есть в столице и хищники — ястребы перепелятники, ястребы-тетеревятники, довольно часто можно увидеть небольшого сокола — пустельгу. И встретить там же, неподалеку от кормушек, поскольку большинство московских хищников охотится именно на мелких птиц. Разве что тетеревятники предпочитают голубей.
Совы — отдельный разговор. Летом их увидеть очень трудно, но зимой многие перебираются в столичные парки, тут с едой попроще. Тем не менее этим летом пара длиннохвостых (уральских) неясытей, а это достаточно крупные совы, вывели и подняли на крыло четырех птенцов — причем все это происходило на глазах многочисленных посетителей Главного ботанического сада РАН, метрах в десяти от оживленной аллеи. Неясытей и сейчас можно встретить как в ботаническом саду, так и в других парках. Днем они сидят в укромных местах, в сумерках начинают охоту на мышей.
А вот воробьиный сычик — крошечная сова размером с не самый большой мобильник — охотится днем, при этом едва ли не полностью игнорируя наблюдающих за ним людей. Куда реже можно встретить мохноногого сыча, он чуть крупнее, но зато достаточно обычны и не сильно прячутся ушастые совы — их регулярно видят в Царицыно, в Останкинском парке…
Отдельная тема — московская зимовка млекопитающих. Стоя у кормушек, можно увидеть и несколько разных видов мышей, собирающих рассыпанные неряхами-синицами семечки, крыс-пасюков, а если очень повезет — то и ласку, охотящуюся на мелких грызунов.
Белок оставляем за скобками, их сейчас везде много, и порой они спокойно берут орешки из рук. А вот бобры — это уже экзотика для большинства горожан. Тем не менее в Покровском-Стрешнево все последние годы бобры регулярно являлись людям, особенно тем, кто приносит им яблочки. Можно встретить бобров и на Яузе, и на Лихоборке, причем даже в светлое время.
Все, о чем тут рассказано — это лишь верхушки, то есть те птицы-звери, большинство из которых можно увидеть, просто запасшись терпением, внимательностью и… семечками. И да — синица, берущая семечки или арахис с вашей ладони, здорово примиряет с окружающей действительностью. Единственное — семечки и арахис несите на кормушки в нежареном виде. И будет и вам, и пернатым счастье.
Алексей Песков