В истории российского (советского) футбола было много поколений, которые можно по тем или иным причинам называть потерянными, не полностью себя реализовавшими. Была сборная СССР, оставшаяся без Эдуарда Стрельцова, были футболисты 70-х, пропустившие два чемпионата мира, была блестящая сборная 80-х, глупо оступившаяся на бельгийцах, были авторы «письма четырнадцати», не поехавшие на ЧМ-94, была команда, обыгравшая французов и убитая ляпом Филимонова. И была та сборная, которая сейчас подходит к своему логическому завершению. Подарившая российским болельщикам самые приятные моменты за все прошедшие четверть века. И сборная, чьи лидеры завершают карьеры в гробовой тишине трибун, потому что для болельщиков в этом нет новости. Сначала кончились футболисты, а чуть позже и карьеры.
Водораздел-1980
Как известно, «Зенит» решил идти вперед без некогда знаменитой связки Аршавин-Кержаков, при этом, в случае с Александром — не дожидаясь окончания контракта. Павлюченко не согласился на троекратное понижение зарплаты в «Локомотиве», а «Спартак» с новым тренером решил обойтись на первых сборах без Билялетдинова. Ранее, после очередного скандала был изгнан из «Динамо» Денисов. Где-то совсем далеко «золотой мальчик» российского футбола Сычев, развлекающий уже не финтами и голами, а названиями своих команд (сейчас он в казахстанском «Окжетпесе»).
Все это примерный костяк той команды, которая вместе с Гусом Хиддинком (также на днях уволенным из сборной Голландии) сотворила чудо в 2008 году. Сначала чудо сделали для нас хорваты, благодаря чему сборная России отобралась на чемпионат Европы. Ну а там уже состоялись победы над греками и шведами в группе (по нынешним меркам — достижение), а потом и вовсе невероятный успех с командой Голландии. В той сборной не было Кержакова, из-за уже тогда сложного характера мимо турнира пролетел Денисов. Еще играли опытные Семак, Семшов и Зырянов, были вечные армейцы Акинфеев-Игнашевич-Березуцкие, не только был, но и был защитником Широков, на фланге в защите использовался и Жирков. Играли Торбинский и Быстров, чьи карьеры продолжаются, но явно не так успешно, как могли бы. Был Адамов, затерянный в «Сибири», был и Саенко, который наигрался в футбол к 28 годам.
Любопытный раздел можно увидеть в годах рождения игроков той сборной. Условную линию можно провести по 1980 году. Люди, рожденные до Московской Олимпиады, тянули лямку до последнего или тянут до сих пор, как Сергей Игнашевич — и без него нелегко представить сборную России и сейчас. Сюда же можно добавить Андрея Тихонова, с его 40-летним выходом за «Спартак». До 37 лет играл Сергей Семак, когда-то списанный со счетов, он закончил карьеру в составе самого богатого и звездного клуба страны и до последнего был настоящим профессионалом. Никак не наиграется Константин Зырянов, человек непростой судьбы и большого таланта. В свои 37 лет он тренирует «Зенит-2» и передает молодежи свой опыт непосредственно на поле. И это явно не тот случай, когда хочется еще немного заработать — хочется играть.
А теперь перейдем к уроженцам 80-х. Аршавин и Павлюченко — 1981-го рождения, Кержаков, Адамов, Анюков и Колодин — 82-го, Сычев и Саенко — 83-го, Торбинский и Быстров — 84-го, Билялетдинов — 85-го. 11 человек, целая команда, половина заявки сборной России на Евро-2008. И все они крепко сдали к 30 годам или даже не доходя до этого рубежа.
В качестве обратного примера можно назвать разве что Романа Широкова — по жизни очень «обратного», непохожего на других человека. Даже у братьев-близнецов Березуцких результат 50 на 50. Василий продолжает играть и стал капитаном сборной, а Алексей в последние годы довольствуется 5−6 играми за сезон. Нельзя сказать, что деградировал Юрий Жирков, но это, если сравнивать его с коллегами по той сборной, а если брать те авансы, которые сопровождали его переход в «Челси»?
От слез Сычева до слов Аршавина
Наверное, есть логика в том, что футболистов-долгожителей не вышло из тех, кто достаточно рано заявил о себе. Аршавин и Кержаков в 19−20 лет стали бронзовыми призерами в составе «Зенита», 19-летний Сычев провел великолепные пол 2002-го года в «Спартаке», можно вспомнить еще очень эффектно начинавшего в «Локомотиве» Измайлова и Пименова, также пробившегося на ЧМ-2002. Позже в 19 лет раскроются Быстров, Денисов и Билялетдинов.
Тот 2002-й вообще хорошо запомнился, важный, своего рода перекрестный год. Год передачи эстафетной палочки от поколения-69. В сборной, которую повез в Японию Олег Романцев, были многие наши «кумиры 90-х», Онопко и Никифоров, Мостовой и Карпин. И была молодая поросль, особенно заколосившаяся весной перед мировым чемпионатом, Романцев взял почти всех, даже Пименова. Не взял только Аршавина, который уже тогда казался если не самым сформировавшимся, то самым интересным в той плеяде. Наивно предполагать, что возьми тогда Романцев Аршавина и именно он стал бы тем самым недостающим звеном. И звенья были сыроваты (а другие наоборот), и тренер был не на пике формы, и потому все равно не сложил бы нужный пазл. А Хиддинка тогда у нас еще не было, он в то время выводил в призеры Южную Корею…
Тогда мы провалились, не вышли из группы с Японией, Бельгией и Тунисом, и Сычев, едва не спасший сборную самостоятельными усилиями, лил свои 19-летние слезы. Спустя 12 лет, уже без Сычева, наша сборная закольцевала цикл, пролетев на чемпионате мира в Бразилии в почти такой же группе — с бельгийцами, североафриканцами (Алжиром) и Южной Кореей вместо японцев. Но никто уже не плакал.
В промежутке между этими чемпионатами было много всего, целая футбольная жизнь. Сборная России съездила на три Евро, их мы, в отличие от мировых первенств, не пропускали. Молодежь постепенно вытесняла ветеранов, хотя Аршавина не взяли и на ЧЕ-2004, что, вероятно, дополнило список его душевных травм.
В чемпионат приходили большие деньги. Дорогостоящие легионеры, как на футбольном поле, так и на тренерской скамье, принесли успехи в клубном еврофутболе. К 2008 году мы подходили с двумя свежевыигранными Кубками УЕФА, при этом, с достаточным количеством российских игроков в основах и ЦСКА, и «Зенита». Поэтому тот успех был логичным, он пришел вовремя к тем, кто умеет ждать, а кто умеет это лучше болельщика сборной России по футболу?
И при этом, лето 2008 года было настоящим чудом, когда российские футболисты стряхнули с себя смирительную рубашку былых неудач и гадкие утята превратились в белых лебедей. Увы, чтобы лебединую песню и исполнить.
Поскольку затем, при том же кудеснике Хиддинке и при находящихся в расцвете сил и лет, и уже с хорошей уверенностью в себе, игроках был позорный вылет от Словении (Марибор), и было Евро-2012 в Польше и Украине, зафиксировавшее психологическое поражение поколения-08. Из какой угодно группы можно было не выйти, но не из той, да еще и после победы 4:1 над чехами на старте. Кого угодно можно было не обыграть, но не поляков после отвратительного поведения местных футбольных хулиганов по отношению к российским болельщикам. Греция стала наказанием. А Андрей Аршавин после этого сказал главные слова в своей карьере о чужих для него «проблемах болельщиков сборной».
При этом, футбол-то надоел Аршавину даже чуть раньше, в лондонском «Арсенале». Там, в цитадели и колыбели, он вкусил его лучших образцов, забивал четыре гола «Ливерпулю» на «Энфилде» — чего же боле? Что я могу еще сыграть, решил Андрей в какой-то момент и дальше только числился футболистом, получая за это положенный оклад. Слово тень не в полной мере передает его игру на протяжении последних 4 лет. Может, диббук? Ну что-то не из нашего мира.
И примерно такими же вернулись из Англии Павлюченко, Билялетдинов, Жирков. Каждый из них уже не мог найти мотивацию на чемпионат России, после того как попробовал себя там. И ведь английский вояж наших сборников не был полным провалом, поначалу он даже напоминал успех. Не говоря об Аршавине, Билялетдинов с Павлюченко обращали на себя внимание в «Эвертоне» и «Тоттенхэме», забивали красивые голы, на Романа до последнего надеялся тренер Гарри Реднапп, все ждал, что он будет ногой открывать дверь и требовать ставить его в основу. Но Спящий гигант, как прозвали россиянина в тот период, лишь изредка просыпался и для него, как и товарищей по сборной, трудности не стали поводом преодолеть себя и выйти на новый уровень.
Может быть, будь на дворе начало 90-х и знай все эти игроки, что дома их ждут совсем другие условия работы и жизни, дверь Реднаппа была бы вынесена вместе с ним и Павлюченко стал бы лучшим бомбардиром английской Премьер-лиги.
Конфликт с футболом
На это можно возразить — не такое уж плохое было поколение. Кое-чего добились со сборной, в отличие от звезд 90-х, поиграли за сильные зарубежные клубы, забивали понемногу «барселонам» и «манчестер юнайтедам» -- пусть кокорины и шатовы еще перейдут в тот же «Арсенал». А то, что сейчас они откровенно доигрывали, так время неумолимо, за юными надеждами и зрелой мудростью приходит завершение. Вот конец, что-то с ним все же не так.
Хотя бы такой момент. Аршавин, Жирков, Билялетдинов и Павлюченко после того, как у них начались проблемы в клубах, не попробовали поиграть в аренде там же в Англии, чтобы, может быть, в менее амбициозных командах получить достаточно игрового времени и доказать свою состоятельность тамошней публике. Доказать не то, что они умеют играть в футбол, это они успели, а что могут сражаться за место в составе и лиге. Возьмем, к примеру, Павла Погребняка, который даже вылетел с «Редингом» из премьер-лиги, но сдаваться перед Англией не собирается.
А другие наши «англичане» этому предпочитали аренды и возвращения домой, на хорошие зарплаты. Аршавин и Павлюченко хотя бы были на рубеже 30-ти — помните, как раньше сетовали на советские времена, когда считалось, что в таком возрасте пора уходить и уступать дорогу молодым. Сейчас совсем другие условия подготовки и раскрученные игроки всем нужны (например, Аршавин только в прошлом году перестал быть самым популярным российским футболистом по данным ВЦИОМ), только играй и радуй болельщиков, но при этом проблемы возникают уже и с тем, чтобы даже доиграть до этих 30-ти. Упомянутый Саенко утомился значительно раньше.
Билялетдинов и Жирков покидали английский футбол в 27 и 28 лет. И возвращение стало для них капитуляцией в профессиональном смысле. Ведь и на уступающем английскому уровне РФПЛ они в лучшем случае перестали быть звездами. А то и просто растворились. Исключением здесь можно назвать Кержакова, который после «Севильи» сумел восстановить свои позиции в российском футболе, после «Динамо» вернулся в родной «Зенит» и провел там хорошие годы, был лидером атаки. И сейчас, списанный Виллаш-Боашем, трудяга Кержаков наверняка принесет пользу новому клубу. А вот в перспективы Аршавина в условной «Кубани» не очень верится. Потому что, если бы Андрей хотел играть, то что ему мешало делать это раньше?
Это, конечно, личное дело и проблема Андрея Аршавина. Но ведь его знаменитая фраза родилась неслучайно, она именно вырвалась в силу эмоциональности беседы, отличавшейся от размеренных интервью. И это стало чуть ли не главным посланием всего поколения, ведь отголоски этой аршавинской фразы можно найти у многих современных футболистов. Просто они не столь откровенны и говорят немного витиевато о неких болельщиках-обывателях, которые лучше всех знают, как нужно играть и вышли бы сами и попробовали. А посыл тот же. Если вы думаете, что нам платят значительно больше того, что мы заслуживаем — это ваши проблемы.
Это поколение интересно тем, что успело пожить и сделать первые шаги в футболе в СССР, при этом осознанный период детско-юношеской подготовки пришелся на голодные 90-е. Когда их старшие товарищи, вроде Олега Саленко, набивали мяч о стенку европейских гостиниц, ожидая возможности заключить контракт хоть с кем-то, они мечтали о хот-доге после тренировки.
И они же, в отличие от предшественников, в полной мере застали тучные годы российской премьер-лиги. Черствый хлеб изгнания был им не нужен, они вкусили его лишь из профессионального интереса, заодно дав нам возможность относительно точно его измерить.
Они не были хуже предшественников, они, вполне возможно, лучше следующих поколений, они были способны «увлечься футболом», как говорил Виктор Прокопенко. Но при этом футбол, за который они получали такие большие деньги, будто стал для них в той же степени тяжелой работой и возможно, поэтому так им наскучил. Что может быть утомительнее трудной, пусть и высокооплачиваемой работы?
Отделяя мух наших ожиданий от котлет своих доходов, они сделали большой вклад в разрыв, существующий между российской сборной и ее болельщиком. В этих отношениях всегда было много мазохизма, после Евро-2012 стало больше обиды, может, детской, ну так болельщик — это вечный ребенок.
Вот так и получилось, что слухи о завершении карьеры, наверное, лучшего нашего футболиста 21-го века, как и непонятное будущее других героев сражений при Инсбруке и Базеле, в лучшем случае не цепляют любителей футбола. И это, наверное, справедливый итог поколения российской сборной, которое само себе надоело.