Вначале фактура. Осенью прошлого года WADA (Всемирное допинговое агентство) сообщило, что с 1 января 2016-го в число запрещенных препаратов входит мельдоний. Мельдоний — это не стероиды и не эритропоэтин, это протектор: средство, предохраняющее организм, прежде всего сердце, от перегрузок. Мельдоний был разработан в Риге, и появился в открытом доступе 30 лет назад. Мельдоний употребляют пожилые люди, военные, а также спортсмены — то есть люди, чем организм находится под угрозой перегрузок.
Той же осенью в российской прессе появились публикации, что множество отечественных спортсменов и спортсменов из стран бывшего СССР десятилетиями принимают мельдоний и могут не успеть перестроиться к 1 января. То есть допинговый скандал предрекали еще тогда. «Целый ряд многообещающих карьер может быть прерван», — отечественная спортивная пресса внезапно оказалась на высоте, предсказав мартовский звездопад.
Скандал разразился вчера. Знаменитая теннисистка Мария Шарапова, конькобежец Семен Елистратов, фигуристка Екатерина Борова, а также ряд менее известных украинских, грузинских и эфиопских спортсменов были пойманы на употреблении милдроната (препарата, содержащего мельдоний). Список имен может быть расширен в ближайшие дни.
И вот что я хочу сказать по этому вопросу.
Первое. WADA, всемирное допинговое агентство, превратилось в охотников на ведьм. Увы, не сегодня и не вчера. Если запрет гробящих здоровье стероидов понятен абсолютно, то запрет мельдония и аналогичных препаратов, десятилетиями существующих на рынке, и здоровье только поддерживающих, является лишь средством повысить значимость «борцов с допингом».
Второе. Я далек от любителей искать всюду антироссийский заговор, и та же WADA громила и американскую легкую атлетику, и мировой велоспорт (вспомним загнанного Лэнса Армстронга), и финскую биатлонную команду и многих других. Однако на этот раз политическая конъюнктура действительно благоприятствует антироссийским действиям. Увы, но отечественный спорт регулярно дает для этого поводы, вспомним прошлогодний скандал с легкой атлетикой.
Популярный среди российских спортсменов и совершенно безобидный милдронат был внесен в запретный список, по моему мнению, именно чтобы поймать на нем кого-то из представителей отечественного спорта (а также парней и девушек из стран СНГ). Другое дело, что масштаб скандала в WADA вряд ли могли предсказать.
Перехожу к третьему пункту. Еще осенью WADA и Российское антидопинговое агентство разослало пресс-релиз и вывесило на сайт список свежезапрещенных препаратов, среди которых был и милдронат. Запрет вступал в силу с 1 января. Этот факт, как я уже писал выше, был замечен и спортивной прессой, и многими федерациями. Не отрицая факта пристрастности антидопинговых ведомств к России, WADA невозможно обвинить в подготовке глобального заговора и сокрытии информации. О запрете милдроната было известно заранее.
Попавшиеся на допинге спортсмены, их тренерский штаб, а также врачи, проявили вопиющий непрофессионализм, продолжив прием этого препарата. Это какой-то позор. Как ни странно, менее всего отечественные специалисты виновны именно в самом громком скандале — с Шараповой. Мария живет и тренируется в США, слабо связана с теннисной федерацией, и совсем не связана с российскими врачами. Тут уж действительно, подвел нашу замечательную теннисистку ее штаб. И она сама проявила беспечность.
Повторю еще раз главный вывод. WADA превратились в комиссию «охотников на ведьм», их деятельность вредит спорту. Сегодня «борцы с допингом» охотятся на наших спортсменов, завтра современные инквизиторы займутся кем-то еще.