Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Спорт / Чемпионат мира 2018
10 марта 2016 08:58

Мундиаль на Дону

Как Ростов-на-Дону готовится к проведению ЧМ-2018 и лучшей жизни после этого

8675

ФК «Ростов» уверенно идет на втором месте российской футбольной Премьер-лиги, словно символизируя успехи своего региона в плане подготовки к чемпионату мира. В сентябре 2015 года комиссия ФИФА признала Ростовскую область одной из лучших по подготовке к турниру. Из 64 вопросов, составленных после прошлого визита, решены 57, остальные находятся в работе. При этом вопросов к Ростову почти в два раза меньше по сравнению с другими городами-организаторами.

В декабре 2010 года Россия получила право на проведение Чемпионата мира по футболу-2018. Почти два года спустя Международная федерация футбола (ФИФА) объявила итоговый список городов, которые будут принимать спортивное событие. В них вошел и Ростов-на-Дону. Уже тогда было понятно, что городу необходимо будет проделать титаническую работу. Казалось бы, провести несколько футбольных матчей не так уж и трудно, главное — построить стадион.

Но высокий уровень проведения такого масштабного мероприятия — это не только вопрос международного престижа страны, но и возможность обновить инфраструктуру Ростовской области. Олимпиада в Сочи, после которой в России появился горнолыжный курорт мирового уровня, стала примером того, как глобальное спортивное событие может полностью преобразить облик города и области.

Как сказал губернатор Ростовской области Василий Голубев на мероприятии, посвященном Дню строителя, это реальный шанс сделать заметный шаг в развитии. «Речь идёт не только о развитии города Ростова, а ещё многих территорий, которые примыкают к нему. Здесь можно говорить об агломерации „Большой Ростов“, — отметил губернатор. — Более того, подготовка к чемпионату — уникальная возможность обустроить новые территории с учётом не только современных, но уже и будущих требований. Тот задел, который мы создадим здесь, будет служить людям на десятилетия вперёд».

Именно поэтому подготовка к проведению Мундиаля не сводится только к возведению спортивной инфраструктуры. Работы можно условно разделить на несколько блоков. Это полная модернизация транспортной системы от строительства новых дорожных объектов до замены автопарка города, возведение международного аэропорта, благоустройство районов города, обеспечение гостиничного фонда и, конечно, возведение спортивной арены.

Одним из самых амбициозных проектов стала реконструкция Ворошиловского моста через Дон. Несмотря на слово «реконструкция», это, фактически, строительство двух новых объектов. От прежнего моста остался только фундамент, который был значительно укреплен. Привычный внешний вид объекта сохранится, зато количество полос движения будет увеличено с двух до шести. Общая длина нового объединенного шестиполосного мостового перехода составит внушительные 1821 метра, длина самого моста — 623 метра, а пропускная способность — до 85 тысяч автомобилей в сутки. На всем протяжении мостовой переход будет оборудован очистными сооружениями для сбора и очистки стоковых вод. Для удобства пешеходов, в том числе маломобильных, на левом и правом берегу Дона предусмотрено строительство двух лифтовых павильонов на два лифта каждый.

Движение по вновь построенному верховому мосту было открыто летом 2015 года с опережением графика — изначально планировалось, что это произойдет в ноябре. Окончательное завершение работ запланировано уже на 2017 год. Введение объекта в полноценную эксплуатацию позволит улучшить сообщение между деловой частью города и другими районами, в том числе левобережьем, где и будет находиться эпицентр спортивной активности, и разгрузить автомобильный трафик.

Большое внимание область уделяет реконструкции и строительству дорог и развязок. В конце прошлого лета была открыта долгожданная трасса «Ростов-Азов», которая обошлась региональному бюджету в 7 миллиардов рублей. Проект сооружения 4-полосной автомагистрали с разделительными ограждениями и освещением был профинансирован из региональной казны без поддержки Москвы — случай нечастый даже в масштабах страны. Присутствовавший на открытии министр транспорта Максим Соколов отметил, что пока эта дорога имеет региональное значение, но на самом деле она федерального уровня. Трасса отвечает всем требованиям безопасности, разгружает южное направление на Краснодарский край, а, кроме того, позволяет заметно улучшить экологическую обстановку в поселках, через которые проходит старая дорога.

Но и помимо трассы дорожная инфраструктура интенсивно развивается. «Дорога — это жизнь, и каждый новый участок — это новое развитие», — в этом с Голубевым трудно поспорить. В Ростове полным ходом продолжается строительство магистральной улицы общегородского значения от Южного подъезда до Левобережной улицы, которая обеспечит подъезд к будущему стадиону. Она представляет собой четырехполосную магистраль общей протяженностью 2,7 км, включая 836 метров эстакад.

В 2016 году Федеральное дорожное агентство планирует в рамках адресной инвестиционной программы начать реконструкцию южного подъезда к Ростову. Кроме будут построены две автомобильные дороги к строящемуся аэропортовому комплексу — от М-4 «Дон» и от северного обхода Ростова-на-Дону.

Пока дороги строятся, в городе постепенно обновляется парк пассажирского транспорта. 27 февраля отечественная компания-производитель представила жителям Ростова экспериментальный образец трамвая, как будто сошедший с экрана футуристического фильма. Разработка российских конструкторов имеет высокий клиренс, адаптирована к европейской ширине ростовской колеи, оснащена кондиционером, да и просто красиво смотрится. Что немаловажно, стоимость одного нового трамвая составляет 35 млн. рублей, что почти вдвое дешевле западных аналогов.

В этом году должны быть закуплены 30 трамваев, что станет первым обновлением городского электропарка почти за 10 лет. Всего же планируется, что к чемпионату мира Ростов-на-Дону приобретет порядка 250 единиц общественного транспорта. Это необходимо, ведь в период проведения матчей транспортный поток между городом и левобережной зоной будет составлять порядка 20 тысяч человек в час. Кстати, до стадиона «Ростов-Арена» болельщики смогут добраться с помощью специальных автобусов-шаттлов. Ну а чтобы соответствовать новенькой технике, в городе будут обновлены все остановки общественного транспорта.

Обновления коснутся не только наземного, но и воздушного транспорта. Благодаря чемпионату мира жители Ростовской области и их соседи получат новый аэропорт. Старые воздушные врата продолжают верой и правдой служить одному из самых населенных субъектов федерации, за последнее десятилетие демонстрируя устойчивый рост пассажиропотока, повышая качество предоставляемых услуг. В конце февраля, в аэропорту Ростова-на-Дону стартовали четыре внутренних авиарейса (в Сочи, Казань, Самару и Екатеринбург), субсидируемые из федерального бюджета на условиях софинансирования.

Но действующий аэропорт расположен всего в 8 км от исторического и делового центра. Соответственно, он достаточно плотно сидит в теле города и расширяться ему просто некуда. А увеличение числа рейсов отражается на комфорте близлежащих районов. Поэтому проект «Строительство аэропортового комплекса „Южный“» был включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годах)», и уже в 2017 году аэропорт введут в эксплуатацию.

Проект ведется по трем направлениям: федеральный бюджет выделяет 17,99 млрд. руб. на проектирование и строительство взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, стоянки для воздушных судов и перрона, областной бюджет (907,1 млн. руб.) пойдет на объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, наконец, более 18,3 млрд. руб. из внебюджетных источников будут потрачены на аэровокзал, гостиницу и логистические комплексы.

Сейчас ведется строительство аэродрома с протяженностью взлетно-посадочной полосы 3,6 км и аэровокзального комплекса, забиты почти все сваи и возводится железобетонный каркас здания пассажирского терминала. ВПП, одна из самых длинных в стране, позволит принимать все типы современных магистральных воздушных судов, предусмотрена возможность размещения второй параллельной полосы. Пропускная способность аэропорта составит 1700 пассажиров в час, в год планируется обслуживать на первом этапе — до 5 миллионов человек в год, в дальнейшей перспективе — до 8 миллионов человек, а при условии строительств второй полосы — все 12. Благоприятное расположение по отношению к воздушным трассам и выгодная логистика в плане наземных транспортных магистралей помимо прочих факторов позволяет ростовчанам рассчитывать на создание крупнейшей авиационной гавани юга России.

Губернатор Василий Голубев назвал строящийся аэропорт «новой точкой роста Ростовской области». Это касается рабочих мест, инвестиционных проектов и просто качества предоставляемых услуг. «Мы ожидаем, что в перспективе он возьмет на себя часть трафика московских аэропортов. География полетов нового аэропортового комплекса будет значительно шире, чем у существующего аэропорта Ростова-на-Дону, — южане, жители соседних федеральных округов смогут летать во многие города и страны, минуя Москву. Так что я могу сказать, что мы создаем совершенно новый, современнейший узловой аэропорт международного уровня, обеспечивающий стыковки рейсов между Азией и странами СНГ с Европой», — отмечал Василий Голубев.

Определиться осталось только с именем. Голосование завершается 18 марта, после чего в апреле мы узнаем, какое из названий — «Южный», «Платов», «Ростов-на-Дону» — получит новый крупнейший южнороссийский аэропорт.

Как ни странно, непосредственно стадион является далеко не самым главным объектом подготовки к Чемпионату мира. Но, безусловно, это вишенка на торте и то, что попадет в телевизоры всего населения нашей планеты, в отличие от более важной инфраструктуры, которую оценят лишь гости ЧМ, но которая останется ростовчанам. 45-тысячная «Ростов-арена», как и сам Ростов, будет стоять на Дону, точнее на искусственно созданной насыпи, и станет главным объектом спортивно-рекреационного кластера в зоне левобережья площадью 45 га. В него, кроме стадиона, войдут гребной канал, конноспортивный комплекс и множество других спортсооружений, а также культурно-деловых и торгово-развлекательных комплексов. Пропускная способность кластера составит около 20 тысяч человек в сутки.

Сама арена была заложена в 2012 году, в следующем году начались работы по намыву 6-метрового песчаного основания стадиона и насыпи для стадионной зоны. Летом 2014-го были забиты первые испытательные сваи, а в декабре на стройплощадке уже работала тяжелая техника. Прошлым летом началось возведение трибун, а в декабре приступили к монтажу металлического каркаса кровли. По данным на февраль 2016 года общая строительная готовность «Ростов Арены» составляла уже более 42%. Строительные работы опережают график на три месяца. Стадион обещают сдать первым из семи строящихся к Мундиалю арен.

Проведение матчей Чемпионата мира по футболу — дело, конечно, важное и приятное. Но еще важней, чтобы импульс развития, который дала подготовка к турниру, не ослабел и после того, как прозвучит финальный свисток. «Все должны понимать, что мы готовимся не к чемпионату. Мы готовимся к тому, чтобы после него жителям города и области жилось комфортнее», — отметил Василий Голубев и в этих словах отражена вся суть проведения чемпионата мира в Ростове и других городах России.

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Григор Шпицен

политолог (Германия)

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня