Меньше двух лет осталось до, наверное, главного события в истории российского футбола, чемпионата мира 2018 года в нашей стране. К сожалению, к этому эпохальному мероприятию сборная России подходит далеко не в лучшем состоянии, и последняя серьезная проверка сил, а именно Евро-2016, показала едва ли не полное их отсутствие. В результате естественным образом упал и без того невысокий интерес болельщиков.
Конечно, стараниями Александра Кокорина и Павла Мамаева, медийный интерес к футболистам сборной России после провального Евро был, но вряд ли это можно назвать полезным пиаром. Наверное, еще никогда футболисты и болельщики не отдалялись друг от друга так далеко.
И вот в такой сложной ситуации без каких-либо заметных преобразований (на них нет и времени, если говорить о ЧМ-2018), а всего лишь заменив ушедшего Леонида Слуцкого Станиславом Черчесовым, наша сборная начинает 2-летний цикл подготовки к домашнему чемпионату мира. С теми же футболистами, за исключением уходящих ветеранов, с той же медленно прогрессирующей молодежью, тем же лимитом на легионеров и с одними только товарищескими матчами в качестве источника информации о состоянии сборной России.
На рубеже лета и осени сборная Черчесова провела первые такие матчи, на выезде с Турцией и дома с Ганой. Соперниками совсем не слабыми, но и не такими уж сильными, наверное, подходящими в данной ситуации. Оба матча вышли не очень зрелищными, всего с одним голом на 180 минут.
Если говорить о составе новой сборной, то прежде всего отмечается обилие ростовчан, которых, после выхода в Лигу чемпионов, уже нельзя было не замечать. Сослан Джанаев, Иван Новосельцев (по ходу превратившийся в «зенитовца»), Федор Кудряшов, Александр Ерохин и Дмитрий Полоз, все эти герои побед над «Андерлехтом» и «Аяксом» полностью заслужили и вызов, и выход на поле в составе российской сборной.
Эти футболисты, а также краснодарцы Станислав Крицюк, Юрий Газинский и Сергей Петров, казанцы Магомед Оздоев и Максим Канунников — для нашей сборной могут считаться молодежью в свои, преимущественно, 25 лет. Их поддерживали Алексей Миранчук и Роман Зобнин, неплохо проявивший себя после перехода из «Динамо» в «Спартак».
«Восходящая звездочка» ЦСКА — Александр Головин, остался в клубе, не получила вызов по понятным причинам и «сладкая парочка» Кокорин-Мамаев. Вообще, с учетом завершивших выступления за сборную ветеранов (Сергея Игнашевича и Романа Широкова), травм и других причин Черчесов не вызвал (или не смог вызвать, как в случае с Артемом Дзюбой) целую команду. Лодыгин, А. Березуцкий, Игнашевич, Д. Комбаров, Широков, Иванов, Глушаков, Мамаев, Черышев, Кокорин, Дзюба — это далеко не весь список.
И прежде всего, это касается обороны. Из тех, кто пытался защищаться на минувшем Евро у Черчесова остался лишь Василий Березуцкий — капитан, автор гола англичанам, вообще, человек, к которому было меньше всего претензий. С Василием играли ростовчане Новосельцев и Кудряшов, и система была ростовской — в три защитника.
В центре вместо Мамаева, Головина, Широкова или Глушакова появились Оздоев и Дмитрий Тарасов. В атаке из «грозного» трио Ко-Смо-Дзю (Дзю-Ко-Смо, Смо-Ко-Дзю — какое сочетание самое страшное?) по техническим причинам остался лишь Федор Смолов, которому в игре с Турцией должны были помогать созидать Олег Шатов, Александр Самедов и Миранчук.
По матчу с Турцией сложно делать выводы, новый тренер просто сформировал состав и в большей степени наблюдал за старанием новых-старых сборников. Любопытно, что опытный Юрий Жирков на своем левом фланге был одним из самых активных. Также отметить можно Смолова, оставшегося в одиночестве в атаке, но зато имевшего возможность действовать в центре. Федор вообще, как взялся за ум несколько лет назад, так и продолжает за него держаться, не засветившись летом в компании Кокорина-Мамаева и продолжая забивать в новом сезоне так же, как он делал в прошлом.
Но в целом, в созидании с турками у нас получалось очень мало, мы были близки к нескольким пенальти, пару раз Смолов удачно открывался на острие атаки и даже иногда пытался пробить, ну и Оздоев под конец матча должен был забивать головой, но промахнулся. В остальном игра была ничейной, хотя у хозяев моментов было все же побольше.
Казалось бы, ничего особенного, но общее впечатление осталось позитивным. Может быть, даже натужно позитивным, как подчеркнуто вежливо разговаривают поссорившиеся люди. Футболисты в своих интервью много говорили о хорошем настроении в команде. На пресс-конференции перед игрой с Ганой на стадионе «Локомотив» и вовсе разливался елей, и сам Черчесов напоминал доброго дядюшку, то и дело называя Олежкой сидящего рядом Шатова.
Разговоры про хорошую атмосферу в команде, о которой то и дело напоминали журналисты, в конце концов утомили Станислава Саламовича и он, не выходя в целом из доброжелательного тона, отметил, что атмосфера рабочая, а не хорошая, и если что-то надо пояснить человеку, тем более, находящемуся в 50 метрах, то шептать никто не будет.
Оставалось выяснить, насколько обиделся за Евро болельщик. Первый взгляд на трибуны «Локомотива» перед началом встречи не радовал — трибуны были едва заполнены. «Ну разве мы футбольная страна?», — сетовал журналист, обводя мобильным трибуны, апеллируя к сказанным недавно словам Леонида Слуцкого, огорченного слабыми продажами абонементов на новый стадион ЦСКА.
Впрочем, просто в понедельник не все могут подъехать в Черкизово ровно к 7 вечера. Ближе к середине тайма трибуны немного заполнились и указанные в протоколе 20 тысяч не выглядели преувеличением.
Зато с первых минут матча, пока многие москвичи еще шли от метро, включилась трибуна болельщиков сборной Ганы, по удачному для журналистов стечению обстоятельств, расположенная рядом с пресс-ложей. Песни, пляски, барабан, отчаянные выкрики фамилий любимцев и просто «Black stars» погрузили в атмосферу того самого чемпионата мира, который будет в нашей стране через 2 года. Кстати, на ганском секторе были и российские флаги, а ко второму тайму черкизовские африканцы весьма зажигательно кричали своим «давай-давай» и даже делали перекличку «все будет хорошо».
На этот раз Черчесов выставил четырех защитников под началом Березуцкого (сыгравшего сотый матч за сборную), Роман Шишкин справа, Сергей Петров слева и Андрей Семенов в центре. Жирков выдвинулся в полузащиту. В центре работали (и неплохо) Юрий Газинский и Роман Зобнин. Снова выдвинутый в одиночестве на острие атаки Смолов должен был получать поддержку также от Алана Дзагоева, вернувшегося после травм, и Александра Самедова, составившего с Шишкиным на стадионе «Локомотив» правый фланг аборигенов, кстати, очень здорово отработавший в первом тайме.
Под африканские песнопения и нашим футболистам заигралось достаточно живо с первых минут. Смолов сначала едва не завершил голом неплохую атаку, но на 20-й минуте пробил точно в угол после отличного паса Самедова и рикошета от ноги вратаря Ганы.
Помимо Федора выделялся Дзагоев, он хорошо пробил издали в середине тайма и едва не удвоил счет перед перерывом — выскочил по центру на прекрасную позицию, но вратарь отбил мяч. Гана могла сравнять счет в конце тайма, Атсу дали спокойно распорядиться мячом в нашей штрафной, игрок технично пробил в дальний верхний угол, но попал в перекладину.
Второй тайм получился скучнее. Обе команды выглядели немного расслабленно, не прибавили остроты вышедшие на замену Алексей Миранчук и Максим Канунников. Лучший момент тайма был у того же Смолова, всеми частями тела пытавшегося переправить мяч после прострела Жиркова. Но ловкий ганец выбил мяч с линии ворот.
Во втором тайме ганский барабан действовал уже усыпляюще, в частности, на наших защитников. То Ачимпонга забудут и дадут ему дважды получить мяч на углу вратарской, то обрежется Семенов, а на 89 минуте и вовсе позволили Атсу бить в упор на дальней штанге, но Акинфеев выручил.
В итоге, победный счет удалось отстоять, и Станислав Черчесов выиграл первый матч у руля сборной. Как он сам заметил на послематчевой пресс-конференции, это было важно, людям нужен позитив. А что касается вопроса, футбольная мы страна или нет, Черчесов ответил лаконично: «Мы — страна Россия. Достойная страна».
Остается одно, чтобы наши футболисты об этом не забывали.