Война против наших олимпийцев ничего общего со спортом не имеет
Везет в спорте, как известно, сильнейшим. Большинство сильнейших российских атлетов Международный олимпийский комитет оставил дома, не допустив к Олимпиаде в Пхёнчхане. Тем, кого допустил, многие соотечественники советовали не ехать на Игры-2018. Потому что, объясняли, это унизительно — выступать под нейтральным флагом, в форме, на которой вместо герба твоей страны пустое место, а вместо красивого слова «Россия», странная аббревиатура «OAR». Ещё более странно, что такие вещи нужно объяснять взрослым людям.
Тем не менее, поехали. 111 человек (вместо заявленных 350) выступали на лыжне, трамплине, ледовых катках и санно-бобслейных трассах. Уезжая в далекую Корею, уверяли: будем биться из всех сил, не посрамим! Очень хотелось в это верить. В самом деле, столько сил и средств уделяется спорту в России в последнее десятилетие, что само предположение об отсутствии достойной замены выбывшим из олимпийской сборной не по своей воле, казалось кощунственным.
Пришло время подвести итоги.
В число лидеров «неофициально-обязательного» командного зачета сборная OAR не попадала в Пхёнчхане ни разу. Напротив, с первых же дней Олимпиады стала стремительно от лидеров удаляться. К середине Игр оказалась далеко не только от престижной первой пятерки, но и от «утешительной» в нашей ситуации первой десятки — на двадцатом месте. Проваливали старты представители даже тех видов олимпийской программы, которые считались «исконными нашими». В частности, фигурного катания.
Война против наших олимпийцев ничего общего со спортом не имеет
У фигуристов, где планировалось, говорят, минимум два золота (командный турнир и женский), а третье (парное катание) «держалось в уме», завоевано лишь одно. Постарались девочки — 15-летняя Алина Загитова и 18-летняя Евгения Медведева, разыгравшие первые два места между собой. Без медалей, хотя бы даже бронзовых, осталась OAR в парном катании, танцах на льду и, само собой, в мужском одиночном катании.
Вот где аукнулась «сочинская комбинация с Плющенко». Многоопытный Евгений Плющенко выступил на Играх-2014 в командных состязаниях (первое место). Заявлен был и в одиночном катании, однако, в самый последний момент, уже на разминке перед стартом, снялся с состязаний. Что, в общем, не трудно было предвидеть, зная о его тяжелой травме. А, значит, вовремя предусмотреть замену, дав «понюхать пороху» бывшему в Сочи запасным перспективному Ковтуну, который незадолго до тех Игр обыграл Плющенко на чемпионате России. По мнению специалистов, он был хорошо готов. Но не дали ему выступить. Теперь на Играх-2018 нет ни Плющенко, ни Ковтуна, психологически так и не отошедшего, кажется, от стресса четырехлетней давности. Никого, кто мог бы достойно представить свою страну.
Примерно та же ситуация и в биатлоне, бобслее, санях: лидеры ушли, за ними — тишина. Наши саночники вообще спорили в Корее не столько за медали на трассе, сколько о том, на каких санях катиться. Этот скандальный междусобойчик стал достоянием всей Олимпийской деревни, вызывая у «доброжелателей» усмешки: не допинг, мол, у россиян, так выяснение отношений. Ради этого рвались в Пхёнчхан?
Зато много наших бывших — по паспорту — сограждан в зарубежных командах. Особенно в биатлоне. Анастасия Кузьмина представляет Словакию. Дарья Домрачева — Беларусь (называю лишь самых известных). Когда-то их из сборной России отчислили как неперспективных. Девчонкам было едва за двадцать. Не гимнастика, дураку, извините, понятно, что время для того, чтобы показать себя, было ещё достаточно. Но наши нынешние так называемые специалисты из разных ведомств и комитетов ждать не умеют. Им подавай результат сразу. Ну, вот, пожалуйста, «ловите»: и Кузьмина, и Домрачева «зажигают» уже вторую Олимпиаду подряд, стали завоевали по несколько золотых медалей. «На подходе» — мужская сборная Южной Кореи, целиком составленная из экс-россиян, включая тренеров и даже массажиста.
Две девчонки-фигуристки, лыжники и хоккейная сборная — вот и все наши радости в Пхёнчхане.
Хоккеисты, начав с поражения словакам (2:3), затем так накатили, что «подмяли» не слабых чехов и американцев, бывших в числе фаворитов турнира. Одна из главных составляющих их «золота» — сочетание опыта известных мастеров и дерзости молодых. Редкий в сегодняшнем отечественном спорте пример!
Успеху команды Олега Знарка рад Михаил Боярский, народный артист России, патриот и страстный болельщик, не только футбольный.
— Молодцы ребята, сгладили осадок от этой Олимпиады, — откликнулся Михаил Сергеевич на звонок корреспондента «СП». — Прекрасно играли — с азартом, самоотверженно, как в лучшие советские годы! На Олимпиаду в Пхёнчхан я собирался съездить, но не поехал. В основном из-за той вакханалии, что устроил вокруг российских спортсменов МОК. Не хотелось быть свидетелем тех унижений, что выпали на нашу долю в Пхёнчхане. Хочу всегда видеть флаг России в Олимпийской деревне, слушать российский гимн, когда моим соотечественникам вручают медали!
Многие сравнивают нынешние олимпийские результаты нашей сборной с теми, что были показаны россиянами на Играх 1988, 2003, 2006 гг., в первые постсоветские годы. Но там выступали спортсмены, прошедшие советскую школу подготовки — одну из лучших в мире. И их тренеры тоже были из той школы. На нынешние, 2018 года Игры, поехало уже совсем другое поколение. О котором люди знающие говорили: суметь бы научить…
Потому сравнивать лучше, наверное, с первыми для наших соотечественников зимними Играми — 1956 года, в Кортина-д'Ампеццо. В сборной СССР было тогда 53 спортсмена. Участвовали во всех видах, кроме бобслея и фигурного катания. Что не помешало команде на равных бороться с признанными грандами мирового спорта и стать в итоге первой в общекомандном зачете: 103 очка. У ставшей второй Австрии — 66,5. Завоевано было в общей сложности 16 медалей — 7 золотых, 3 серебряных и 6 бронзовых. Вот и сравнивай теперь с Пхёнчханом…
— Сравнивать, честно говоря, не хочется, потому что настроение сразу начинает портиться, — согласился прокомментировать итоги выступления на ОИ-2018 Дмитрий Васильев, двукратный олимпийский чемпион (1984, 1988 гг.), глава федерации биатлона Петербурга.
«СП»: — После того как в минувшем декабре МОК ввел санкции против российских спортсменов, в обществе разгорелась бурная дискуссия на тему ехать или не ехать на Игры-2018. Вы, Дмитрий, были «за» или против поездки в Пхёнчхан?
— И тогда, сразу после объявления Международным олимпийским комитетом своего, мягкого говоря, странного решения, я говорил, что так категорично ставить вопрос нельзя. Повторю это и сейчас. В том, что произошло, наши атлеты не виноваты. Потому каждый сам должен был принимать решение о выступлении на Зимних играх. Основываясь при этом не на эмоциях, не по принципу «хочу-не хочу», а исходя из своей готовности к стартам. Судя по итоговому результату «сборной атлетов из России», с готовностью-то как раз оказались большие проблемы. Глядя на то, как выступали, например, биатлонисты, испытывал не столько разочарование, сколько раздражение. Было совершенно очевидно, что их спортивная форма очень далека от оптимальной. Зачем поехали — покрасоваться? И эти люди считаются у нас профессионалами? Не лучше и бобслеисты, саночники, некоторые фигуристы, представители шорт-трека. В общем, печальная история.
Сборная победила. КХЛ потерпела крах
«СП»: — Если кратко оценить итог ОИ-2018 для России…
— Одним словом — позор. Другого мнения, по-моему, тут быть не может. В отдельных видах олимпийской программы смотреть за выступлением наших было просто стыдно. А особенно слушать потом их оправдания неудач. Например, про то, что не справились с волнением. А «нервы», между прочим, тоже к Играм «лечат»! Есть специальные психологические тренинги, они входят в общую программу подготовки любого спортсмена. Точнее, должны входить. Или начинали жаловаться, что допинг-офицеры среди поднимают их с постели среди ночи, срывают тренировки. Да всех всегда поднимают эти офицеры, не только россиян и не только в Пхёнчхане, работа у них такая. Нас, олимпийцев 1980-х, тоже этим «доставали». И — ничего, мы выходили на старт и боролись за медали. Причем, высшего достоинства, серебро и бронза были равносильны неудаче. Или вот биатлонистка Акимова из нынешнего состава OAR заявила, что главная причина её неуспехов на лыжне и стрельбище в том, что личный тренер, оставшийся в России, не позвонил, чтобы пожелать ей накануне старта спокойной ночи. Ну, что это?
«СП»: — Многие сетовали на то, что рядом не было их тренеров.
— Вот-вот! Они же дети малые, не знают без подсказки, что и как им делать… Не понимали, куда и зачем едут? Какой прессинг их всех ждет после всего случившегося и что будет как никогда тяжело? На мой взгляд, раз «подписались» под решением ехать в Пхёнчхан, так не могли всего этого не понимать. А коль так, значит, и не ныть, а бороться надо до победного конца. Как две замечательные подружки-фигуристки Загитова и Медведева. Ни разу ни на что не пожаловались. Хотя могли ведь дрогнуть. Соперницы-американки устроили им настоящую травлю. Про ту же 15-летнюю Алину Загитову такие гадости писали в Instagram, в расчете, видимо, что дрогнет. Но она вышла на лед и показала, всё, что могла. И стала олимпийской чемпионкой.
В прежние годы, особенно во времена СССР, таких примеров в отечественной сборной на Олимпиадах было немало. Я лично вырос на них! А сейчас даже по свежим следам сразу не вспомнить.
«СП»: — Лыжники как будто неплохо откатались. Золото не взяли, но завоевали немало серебра и бронзы.
— Лыжники бились, да. Молодец Лена Вяльбе — сделала ставку на молодых перспективных ребят и не ошиблась. Это то, что должны были сделать во всех федерациях. При условии, конечно, что молодежь в хорошей спортивной форме. А как не быть в форме в разгар сезона, правда?
«СП»: — Вяльбе — трехкратная олимпийская чемпионка, неоднократная чемпионка мира, признанная лучшей лыжницей ХХ века. Закончив выступать, возглавила Федерацию лыжного спорта РФ. От многих я слышала о ней: «Профессионал!». Именно так — с большой буквы.
— Подписываюсь под этим! Таких как Лена катастрофически недостает сегодня российскому спорту высших достижений. Отсюда многие беды. Для меня загадка, по какому принципу отбирали в состав, сокращенный МОК до минимума, биатлонистов. За красивые глаза, что ли? И почему в списке, отправленном на утверждение в МОК, значилось ограниченное число наших потенциальных участников? Можно же было вписать всех, кто «на подходе»!
«СП»: — Это решали, видимо, тренеры биатлонной сборной, а они у нас нынче иностранцы — в Сочи был немец Пихлер, теперь тоже немец (и с тем же успехом) Гросс…
— Дело не в том, что иностранцы. А в их скромных тренерских достижениях на момент приглашения в Россию. Приглашали, оглядываясь на былые спортивные заслуги того же Гросса, вот в чем беда. Это как раз к разговору о профессионализме тех, кто работает в Союзе биатлонистов РФ, в федерациях по другим видам спорта, а также чиновников, курирующих спорт. С последними вообще беда. История с не допуском к Олимпиаде-2018 большинства наших лидеров, ни в чем не запятнанных, тому лишнее доказательство. Ведь «кураторы» ничего не сделали для того, чтобы её предотвратить. Теперь ходят, извиняются перед ребятами.
«СП»: — И перед МОК, который откровенно изголяется над нашей страной, до сих пор продолжают извиняться. В минувшую субботу пришло сообщение из Пхёнчхана, что глава делегации российских спортсменов на Олимпиаде-2018 Станислав Поздняков попросил у МОК прощения за допинг россиян Крушельницкого (кёрлинг), и Сергеевой (бобслей). Честно говоря, уже даже не смешно. Противно.
— Тем более что история с допингом у Крушельницкого очень похожа на провокацию. Доза запрещенного мельдония в его организме — уже доказано! — ничтожно мала, была одноразовой и никак не могла повлиять на результат. Даже WADA заподозрила подставу. Это о чем-нибудь говорит? Тут не извиняться, а разбираться надо. И как можно быстрее, по свежим следам! Опять ведь упустят время… Кстати сказать, наши спортсмены сами взялись доказать свою невиновность, восстановить свою честь. Знаменитые биатлонистки Зайцева, Романова и Вилухина подают на днях иск в суд Нью-Йорка на бывшего главу Московской антидопинговой лаборатории Родченкова. Михаил Прохоров, который много лет возглавлял Союз биатлонистов России, обещает им всю необходимую поддержку, включая толковых адвокатов.
Почему нашему человеку так мало надо, чтобы сказать — жизнь удалась
«СП»: — Да кто за океаном будет слушать наших, Дима!..
— Не скажите! В судах США отстоять правду россиянам, уверен, будет легче, чем, если бы они пытались судиться в России. Там правовая система, слава Богу, работает нормально. Вспомните истории с привлечением к ответственности сенаторов, вице-президентов. Насколько я знаю, нарушений, допущенных командой Баха в отношении девчонок, «вагон и маленькая тележка». Если они выиграют, а я думаю, что выиграют, вся выстроенная МОК антироссийская спортивная конструкция рухнет, как карточный домик. И тогда можно будет рассчитывать не только на восстановление их в спортивных правах, но и на материальное возмещение, а это возможные миллиардные возмещения!
Но я хочу сказать ещё о наших спортивных чиновниках. То, как они ведут себя по отношению к Международному олимпийскому комитету, вызывает жуткое неприятие. Нынешний МОК во главе с Бахом — сборище неприличных людей, попирающих основные принципы олимпизма, которые на самом деле обязаны соблюдать и защищать. Они все в полном составе должны покинуть эту организацию. Как должен перестать курировать отечественный спорт и наш Виталий Мутко со всей своей компанией непрофессионалов. Неужели это может быть ещё кому-то неясно?