Армия российских чиновников, и без того внушительная, в скором времени пополнится, судя по всему, новыми немалыми силами. В смысле количества. «Спасибо» Мамаеву с Кокориным! Именно их скандальное поведение, приведшее обоих в октябре в Бутырский следственный изолятор Москвы, где пребывают до сих пор, навело одного из депутатов Госдумы РФ на мысль об обязательной воспитательной работе в спортивных командах страны. А профильное министерство, куда депутат с предложением и обратился, подвигло на разработку «Единого всероссийского кодекса этики спортсменов — кандидатов в сборные», и решению о введении в национальные сборные «всех возрастов и видов» штатных сотрудников, отвечающих за моральный облик
Кто же эти предполагаемые воспитатели от спорта? В институтах (или, как модно сейчас, университетах) физкультуры их не готовят. Предполагается, что их выпускники, изучая среди прочего такой предмет, как педагогика, сами прошли хорошую школу спорта, знают его от «а» до «я», смогут и своих воспитанников «научить жить». Так когда-то и было. Потому что принимали в эти вузы с разрядом не ниже первого взрослого. В крайнем случае, если спортсмен молодой и перспективный, со вторым. И то, если вдруг останутся свободные места после зачисления мастеров и кандидатов в мастера спорта.
Давно все не так. В Петербурге, в Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта (вот «наворотили» — для солидности, что ли?) учится немало третьеразрядников, а то и вообще не имеющие спортивной квалификации. Заведующий одной из кафедр сетует: работать стало неинтересно, думаешь не о том, как помочь студентам в совершенствовании, а как научить его хотя бы азам.
Я знакома со многими выпускниками, получившими диплом некогда престижного вуза в период «после 2000-го». Трудятся в основном в фитнес-клубах, или администраторами в спортшколах. «Профессионализм» двух из каждых трех соответствует формуле знаменитого некогда профессора кафедры педагогики В. В. Белорусовой: «Б/П». То есть, без понятия.
Тогда что же, «перекинут» сюда, как считается, идеологических правильных сотрудников из других ведомств? Например, под видом высвободившихся после оптимизации кадров.
Рассматривается ещё «тренерский воспитательный вариант». В этом случае, заниматься со спортсменами должны будут наставники национальных команд. Что, конечно, было бы логично. Ведь они проводят со спортсменами времени больше, чем даже их родители. Собственно, так раньше и было. Без всяких кодексов. Но и тренеры были — Личности! Целая плеяда, а не как сейчас, по пальцам пересчитать. Вот лишь несколько великих имен: Тихонов, Тарасов, Чернышев, Бобров (хоккей); Бесков, Симонян, Иванов (футбол); Жук, Москвин, Чайковская (фигурное катание); Виктор Алексеев (легкая атлетика) и Лидия Алексеева (баскетбол); Платонов (волейбол)…
У Вячеслава Платонова, выигравшего в 1970−80 гг. все, что можно было выиграть, включая Олимпиаду, признанного лучшим волейбольным тренером мира ХХ века, я как-то спросила, чего больше в его работе — чисто спортивных упражнений или?.. «Конечно „или“, — ответил он, поняв меня с полуслова. — Парни приходят в сборную уже состоявшимися мастерами, целеустремленными людьми. Чего им иной раз не хватает, так это разве что уверенности в себе. Отсюда и ошибки на площадке, „сбои“ во время продолжительных сборов». Под сбоями Вячеслав Алексеевич имел в виду нарушения спортивного режима. Попросту говоря, злоупотребления спиртным.
Получали ли наши ведущие тренеры доплату «за воспитание»? Нет. Считали его делом само собой разумеющимся. Не сетуя, на загруженность — были фанатично преданы своей профессии. Нам же сейчас предлагают «разбавить» штаты сборных команд всех уровней, от юношеских до основных, и без того раздутые всевозможными помощниками, некими воспитателями.
Интересно, в какую сумму выльется в итоге «воспитательная идея» — число видов спорта, и соответственно, сборных только по олимпийским дисциплинам, летним и зимним, исчисляется сотнями?
— Не устаю удивляться всё возрастающему числу сотрудников в российских командах. Такое впечатление, что людям просто негде работать, вот знакомые и пристраивают их «на теплое местечко», — не скрывает скепсиса Людмила Муравьева, олимпийская чемпионка Игр-1980 в Москве, капитан сборной СССР тех лет по баскетболу.
«СП»: — В советские времена в командах разве не было штатных воспитателей? Не оттуда ли заимствовал идею министр Колобков?
— Никогда! Два тренера — главный и его ассистент, врач и массажист. Иногда и лишь на время тренировочных сборов приглашали специалиста по общефизической подготовке. Всё. Примерно раз-два в год и в основном перед ответственными соревнованиями нас приглашали в райком комсомола. Или их представители приходили к нам «на беседу». Смысла в которой было немного, так как все, кто приходил в сборную СССР, мечтал попасть в состав на престижный турнир. Уже одно это воспитывало.
«СП»: — Спортсмены Союза нередко побеждали благодаря тому, что, как сами признавались, «бились за честь Родины»…
— Правильно. А сейчас — за деньги. И чем денег обещано больше, тем патриотизма, как правило, меньше. Потому легко меняют тренеров, гражданство.
Свою точку зрения высказал для «СП» Александр Смирнов, доктор наук, профессор, заведующий кафедрой НГУ им. Лесгафта.
— Интересно, что министр Колобков и К* понимают под словосочетанием «воспитание спортсменов» — контроль за режимом дня, поведением членов сборных? — ответил Александр Александрович вопросом на вопрос.
«СП»: — Судя по той информации, что доходит из Министерства спорта РФ, что-то вроде этого.
— Иными словами, им предлагается роль надзирателей? Но тогда это будут уже совсем не спортивные команды… Другое дело, психологи. Вот кто нужен бы «сборникам», да и то разве что на этапе подготовки к высшим достижениям. По-моему, те люди, что говорят сейчас о штатных педагогах, мало что в спорте понимают. Спорт — сам по себе отличный воспитатель. Чтобы чего-то достичь, нужно уметь жертвовать — свободным временем, в частности. И, конечно, быть готовым отдать все силы за команду, особенно, если это национальная сборная. У футболистов-дебоширов Кокорина и Мамаева последнего я ни разу не наблюдал. Они вроде и умеют владеть мячом, но не командные ребята.
«СП»: — Вот был бы рядом воспитатель…
— Дело в ином. С юных лет все вокруг им только и говорили, какие они талантливые. Подпитывая слова денежными выплатами, сумма которых с годами все возрастала. Причем, главным образом, чтобы удержать «гениев» от перехода в другую школу, клуб. А мелкие шалости оставались без наказания. Тот же Кокорин ещё в юниорах не раз демонстрировал свою «удаль», точнее, бесшабашность. Решил, видимо, что так будет всегда. В отечественном спорте, да и не только в спорте, проблема «медных труб», увы, не новая. Это стало даже уже вроде национальной российской традиции. Как появляются какие трудности, собираем волю в кулак и успешно, часто всем миром, их преодолеваем. Назло врагу, так сказать. А чуть улучшилось материальное положение, смотришь, расслабились, и полезла тут всякая дрянь…
Спортивные скандалы: Арест футболистов Кокорина и Мамаева могут опять продлить