
С российским футболом все снова очень плохо. И если к неудачам клубов в еврокубках мы уже привыкли, то сборная на волне успеха 2018 года некоторое время держалась, и это слово кажется самым подходящим — не развивалась, не росла, не обновлялась, а пыталась цепляться за что-то старое. Все это привело к закономерному итогу в ноябре 2020 года, к турне по южным краям, в которых мы сыграли нулевую ничью с Молдавией, проиграли Турции (2:3) и были совсем уж разбиты братьями сербами (0:5).
В итоге, вместо первого места в группе Лиги Наций и повышения в классе, а также важных рейтинговых очков (теперь на жеребьевке ЧМ-2022 сборная России будет в третьей корзине вместо второй) — одно расстройство. Или даже позор, поскольку проигрывать 0:5 во втором дивизионе Лиги Наций как-то совсем уж, при всем уважении к традициям сербского футбола и некоторым ее ярким игрокам.
Некоторым, потому что сербы столкнулись со вспышкой коронавируса перед игрой, в частности, Милинкович-Савич из «Лацио» вчера не играл, а это лидер команды. Но и наша сборная была в этом турне не в оптимальном составе, помимо Головина, уже почти забытого, отсутствие Марио Фернандеса на правом фланге делает команду слабее процентов на 30, ну и фактор Дзюбы, капитана и боевой атакующей башни. Станислав Черчесов отцепил морально разложившегося Артема от сборной, и мы получили 2:8 в решающих двух встречах.
Кстати, многим было интересно посмотреть на сборную без Дзюбы, просто хотелось увидеть другой футбол в атаке. Но другого не было. Просто с Турцией и Сербией Черчесов заменил Артема Антоном Заболотным, чтобы он делал то же самое. Заболотный может быть весьма приличным форвардом для «Сочи», но на уровне сборных… 0 голов в чуть ли не 10 голевых моментах за два матча — реализация сказала по этому поводу все. Как ни попадал в Заболотного, например, Жирков, отлетать в ворота мяч упорно не желал.
Однако Заболотный отыграл в обеих встречах по 70 минут, съел львиную долю игрового времени, отпущенного центру нападения. Александр Соболев из «Спартака», забивший в двух последних сезонах в РПЛ в два раза больше, не вышел вообще (только с Молдавией). Станислав Саламович — человек упрямый, верил в Заболотного почти до последнего.
Как и в Гилерме, достойного, конечно, вратаря, но не выручающего. За вчерашний матч неправильно все вешать на Гилерме, ведь это защита позволяла расстреливать его с любых позиций, но он и расстреливался. В перерыве вратарь был заменен. Так может не зря Черчесову задавали столько вопросов по поводу другого вратаря, в частности Матвея Сафонова, уже ставшего главной звездой «Краснодара». Матвей мог сыграть лишь с Турцией, до Сербии не долетел из-за коронавирусных проблем. Но у гадалки можно не спрашивать, будь Сафонов в команде, все равно играл бы Гилерме. Как высказался по этому поводу Андрей Аршавин еще перед матчем с турками, «для меня Сафонов лучший вратарь в России, но чем больше мы будем об этом говорить, тем меньше у него шансов сыграть на Евро у Черчесова». А почему, собственно, такая реакция у главного тренера? Почему он предполагает, что Матвей приемный сын журналиста, задающего о нем вопрос? Мы же не подозреваем, что в сборной Черчесова нашли приют какие-нибудь Исидор Яковлевич, Афанасий Яковлевич, Кирилл Яковлевич, Олег Яковлевич и Паша Эмильевич из «12 стульев» (вместо них болельщик может подставить те фамилии, которые ему нравятся).
Все это говорит о громадном, даже прорывающемся наружу, сопротивлении главного тренера каким-либо переменам. В то время как сборная после ЧМ-2018 стала на 2 года старше, да к тому же сыгравшие тогда немалую роль Акинфеев, Игнашевич, Самедов уже не в ней (только вечный Жирков продолжает помогать и остается одним из лучших). Для Черчесова, кажется, существует определенный возрастной ценз, по достижении которого он считает человека действительно достойным основного состава. Где-то около 30. Взять того же Заболотного, 29 лет, значит, будет играть он, а не 23-летний Соболев.
Вот и после вчерашней игры о чем говорит Черчесов? «Поэтому мы всегда и говорили, что молодых футболистов нужно вводить аккуратно. Раньше было так, что вызывали их на несколько сборов, ждали, пока они обживутся, потом давали играть. А сейчас они должны играть сразу». Но какая-такая молодежь вводилась? В стартовом составе был только Дивеев из молодежки, кроме него мог сыграть только Евгеньев оттуда же (и он вышел на второй тайм). Так может, не молодых нужно аккуратно вводить, а кого-то выводить?
Конечно, все могло сложиться иначе. Например, с Турцией, выпущенный Черчесовым откровенно оборонительный состав с тремя центральными защитниками начал с гола. Казалось, далее на контратаках можно аккуратно довести дело до победы. Но дикий пас назад от Магомеда Оздоева привел к удалению Андрея Семенова, потом турки сразу забили два гола, третий с левого пенальти, в общем, все сломалось. С сербами тоже мы обязаны были выходить вперед уже на 1-й минуте, когда свой первый голевой момент упустил Заболотный.
Видимо, фарт сборной исчерпался к этим матчам. Надо было брать чем-то другим. В частности, при счете 0:4 во втором тайме с сербами нужно было уже приложить все силы, чтобы уйти от некрасивого счета. Смогли лишь пропустить еще один гол, то есть, показать характер также не получилось. Игры нет, боевого духа нет, остался только хороший микроклимат, который удалось уберечь от ядовитых миазмов Дзюбы.
И упрямство главного тренера. С ним и будем идти дальше к Евро-2021.