Пять медалей, включая золото Большунова, завоевали российские лыжники в олимпийском Пекине к концу первой недели состязания. Неплохо! Хотя могло быть и лучше, если бы не фантастическое невезение Натальи Непряевой в гонке классикой с раздельным стартом на 10 км. Проиграть в борьбе за бронзу всего одну десятую секунды — что может быть обиднее?..
Тактически Наталья очень грамотно выстроила свою гонку. До определенного момента держалась, можно сказать, в тени, уступая сразу нескольким сильным соперницам. А ближе к финишу резко прибавила, буквально летела по лыжне. И это при том, что проложена трасса в горах с крутыми подъемами и не менее крутыми спусками, да и погода была не самая благоприятная. Чувствуется, в хорошей форме подошла наша спортсменка к главным стартам четырехлетия.
И не одна она. Тот же Большунов, а также Спицов, Терентьев, Мальцев, Рыгалина, Сорина бегут очень неплохо. Если чего некоторым из них не хватает для успеха, так это опыта подобного рода соревнований. То есть, с «физикой» у наших все в порядке. Что подтвердил в свойственном ему «легком жанре» и Юрий Бородавко, тренер олимпийской лыжной сборной РФ, отвечая пару дней назад в Пекине на вопрос журналистов о методике подготовки россиян к Олимпиаде.
Методика, сказал Юрий Викторович, у нас простая — футбольная, «бери мяч и фигачь». То есть, не столько ответил, сколько заинтриговал. Тем более что и четыре года назад, в Пхенчхане, россияне были далеко не статистами в розыгрыше наград, взяли тогда по максимуму.
В советские времена, когда наши буквально «рвали» всех на лыжне, в мировом лыжном спорте ходили легенды о некоем «секретном оружии русских», благодаря которому они якобы и выигрывали практически все старты, в которых принимали участие. Не одно поколение великолепных гонщиков выросло в СССР. И как шли они обычно по лыжне — загляденье! Легендарную Галину Кулакову, например, звали не иначе, как «белой королевой» — за красоту хода. Впрочем, не в красоте дело. В скольжении.
— В нашем виде спорта далеко не всё зависит от подготовки самого спортсмена, хотя конечно без неё, как говорится, никуда, — рассказала «СП» Любовь Мухачева, участница двух зимних Олимпиад, чемпионка Игр 1972 года в лыжной эстафете, заслуженный мастер спорта СССР. — Не меньше зависит от того, как подготовлены лыжи. То есть, от их смазки, которая имеет огромное значение. Меня ещё в молодости тренер научил разбираться в мазях, пользоваться ими. Я потом и девчонкам из сборной помогала с этим.
«СП»: — Ну, да, вас в команде даже называли «нюхачем»…
— А я и правда всегда угадывала на какую погоду какое средство для лыж использовать. От погоды зависело состояние лыжни. Помню, в Кируне, самом северном шведском городе, удивила даже своего тренера, выиграв у многоопытных, считавшихся намного сильнее меня гонщиц. Их подвели лыжи. Потому что не учли переменчивость погоды. В день старта там после морозов вдруг грянула оттепель, температура повысилась до «плюсовой». Но снег оставался «с минусом»…
«СП»: — Мази использовали свои, советские?
— С мазями отдельная история. У нас были достаточно хорошие — для «чайников». Профессиональные же государство закупало за рубежом. Пока в середине 1970-х в Кремле не решили: хватит тратить валюту на такие «пустяки» (а стоимость лыжной смазки, кстати, была совсем не пустячной, обходилась в копеечку), пора делать свою. Поручили это дело Людмиле Дашковой и ее сотрудникам из химлаборатории закрытого военного института где занимались разработками ракетного топлива. Так появилась наша «Висти». В ее основе парафин с разными специфическими смесями. Очень хорошая мазь получилась! Но пользовались мы ею недолго, так как ее решили отправлять на экспорт. Шла «ура», несмотря на высокую цену. Бегать на ней стали наши соперники.
«СП»: — А вы?
— А мы на их, импортных. Политика! Сначала продавали саму мазь, а после развала СССР продали на Запад и уникальную технологию ее изготовления…
С годами в национальной команде появилась отдельная «сборная» сервисменов. Работы им хватает, учитывая, что снег на многих соревнованиях все чаще искусственный, как сейчас в Пекине-2022, что требует особой подготовки снаряжения, а кроме классики есть ещё и специфический коньковый ход. Да и сами лыжи, технология их изготовления, материал, который используется для этого, сильно изменились.
— Смазка и в мое время, и сейчас остается нужно и очень важной, — подчеркивает Любовь Егорова, участница трех Олимпиаде, шестикратная олимпийская чемпионка 1992 и 1994 гг. — Мне больше других нравился порошковый препарат-ускоритель, разработанный на пермском заводе. Моя первая победа на чемпионате мира в 1991-м году была именно с его «участием». Им пользовались потом на всех крупнейших соревнованиях, включая олимпийские, Елена Вяльбе, Ольга Данилова, Лариса Лазутина и многие другие члены сборной России.
«СП»: — Говорят, соперники очень хотели разгадать секрет наших лыжных препаратов…
— Все гоняются за секретами друг друга. Наши за норвежскими, французскими. Смотрите, как резко французы прибавили в последние годы. Явно не в одной физической и психологической подготовке тут причина.
Пермского химзавода в том виде и значении, который был у него в СССР, тоже давно нет. Но есть несколько частных производств. В одном из них создали линию смазок на основе фтора. Точнее, перфторуглеродного сырья. В последние годы этот коллектив активно сотрудничает с федерацией лыжных гонок РФ.
Вот что поведал «СП» Евгений Д., сервесмен второй сборной страны («команда В», как ее называют). Причем, на условиях «полной анонимности». Тайна, сказал, великая есть, во всем, что скажу, не выдавайте!
— Вообще-то секрет мази простой: знать метеоусловия и состав снега, — первым делом подчеркнул он. А метеоусловия по ходу гонки могут меняться, иной раз резко. Значит, нужен такой препарат, чтобы при классическом ходе «держал» лыжи, несмотря ни на что. При коньковом же — обеспечивал хорошее скольжение. Пользуемся в настоящее время в основном фтор содержащими мазями. Как, собственно, и весь лыжный мир. Они считаются экологически вредными, но в спорте очень эффективными. Так что, думаю, никакие запреты, обещанные западными «зелеными» не помогут.
«СП»: — В Пекине сборная России использует свою, российского производства смазку?
— И свою тоже. Как твердую, так и жидкую. Но об этом спрашивайте. Не скажу.
«СП»: — Раньше к таким разработкам подключали военных спецов. У них всегда все передовое, как считается.
— Да, технологии самые современные.