После того, как мэр Парижа Анн Идальго заявила о том, что российским спортсменам и зрителям будут не рады в городе на ОИ-2024, возник вопрос: следует ли нам туда ехать?
Вице-президент Международного комитета Фэйр-Плей Николай Долгополов в недавнем интервью «Свободной Прессе» рассказывал, как сразу после торжественного открытия ОИ-1936 несколько десятков «расово неполноценных» спортсменов были отправлены в концлагеря. Те игры открывал Адольф Гитлер, а генеральным спонсором олимпиады являлась американская компания Coca-Cola, которая заменила на время игр свой традиционный логотип гитлеровской свастикой.
Понятно, что грядущие ОИ не станут местом, где спортсменов начнут арестовывать или расстреливать напоказ, как это делал Гитлер. Но мэр Парижа Идальго внятно сказала, что опыт Гитлера в данном случае — пример для неё.
Ехать или не ехать в Париж в такой ситуации? Кремль придерживается позиции, что это — дело каждого гражданина, и государство не станет вмешиваться в принятое им решение. Директор первого европейского департамента МИД России Артем Студенников заявил:
— Игры будут проводиться в сложных условиях — это и стабильно высокий уровень террористической угрозы, и неблагоприятная криминогенная обстановка, и зашкаливающая русофобия.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Светлана Журова известна не только, как политик, но и как олимпийская чемпионка. «Свободная Пресса» попросила у нее совет: как спортсменам и зрителям поступать, ехать ли в Париж?
«СП»: Светлана Сергеевна, мэр Парижа предупредила наших спортсменов и болельщиков, чтобы они не приезжали. Как в такой ситуации поступать: проявить храбрость и приехать, или воздержаться от визита?
— Я думаю, что какое-то количество спортсменов из России на этих играх окажется. И приедут люди, которые будут за них болеть, и приедет российская пресса. Я допускаю, что за спортсменов из России будут болеть и туристы из других стран. К сожалению, могут быть неприятности. Ну, болельщик из Китая может поднять флаг России. И не ясно, какими последствиями это ему будет грозить.
МИД России на этот вопрос ответил умом: будьте осторожны. Я на этот вопрос отвечаю сердцем: если дадут визу на въезд — лучше там быть.
«СП»: Глава МОК Бах заранее поставил себе в заслугу то, что Россия не не станет бойкотировать ОИ. А хозяйка Парижа добивается от нас этого бойкота. Эти чиновники совсем не взаимодействуют и не знают о позициях друг друга?
— Даже на олимпиаде в Лос-Анджелесе 1984 года, которую бойкотировал Советский Союз, наши журналисты присутствовали. И им были даны все гарантии безопасности.
Сейчас не просто не дают гарантий, а заявляют об обратном: вас встретят плохо.
В такой ситуации все спортсмены, все болельщики и журналисты сами должны принимать решение, понимая, что эта поездка небезопасна для них.
Нужно понять простую политическую вещь. Враги провоцируют нас на то, чтобы власть России запретила эту олимпиаду. Они хотят, чтобы Путин не пустил туда туда никого. Тогда его можно будет обвинить в этом. Тогда они скажут, что в России нет ни свободы, ни демократии.
Важно отвечать на эту провокацию так: если спортсмен сам отказался — это не про то, что ему запретил Кремль. Когда спортсмен разумно оценит, что его ждёт в Париже, все риски — не каждый захочет ехать, даже имея олимпийскую лицензию.
Враги ждут от нас, чтобы мы запретили ехать. А мы не запрещаем. Но мы же наших спортсменов и болельщиков там, в Париже, не спасём, если с ними случится беда. Сложно будет им помочь. И еще сложнее сейчас давать советы.
Директор Института исследования проблем современной политики Антон Орлов на днях посетил чемпионат Европы по самбо в Сербии. В этих соревнованиях участвовали спортсмены из России. Своими впечатлениями политолог и болельщик поделился со «Свободной Прессой».
— По-прежнему проходят в Старом свете соревнования с участием российских спортсменов. Так, буквально неделю назад в Сербии завершился Чемпионат Европы по самбо, а до этого прошел Чемпионат мира по самбо в Армении, — рассказывает Антон Орлов.
— В этих турнирах принимали участие и российские, и украинские, и французские самбисты. И могу, как зритель, сказать, что на соревнованиях не было ни намека на какую-то конфликтность: ни косых взглядов, ни провокаций, ни тем более потасовок. Все очень миролюбиво.
Отдельно добавлю, что несколько финалов прошли как раз с участием россиян и украинцев, и каждый раз зрители были свидетелями достойного и уважительного поведения спортсменов.
Как человек, который часто бывает в Европе, могу сказать, что зашкаливающая русофобия — не более чем миф или страшилка, она просто невозможна в такой мультикультурной стране, как олимпийская Франция.
Конечно, всегда есть жертвы пропаганды, и действительно известны случаи, когда наших соотечественников отказывались обслуживать в ресторанах именно из-за национальности, но эти случаи единичны и не поддерживаются большинством населения, — резюмирует Антон Орлов.
Председатель Русского литературного общества Александр Чистяков в прошлом был спортсменом-рукопашником. Он высказал свое мнение «Свободной Прессе» о том, ехать ли на олимпиаду.
— Я прекрасно понимаю, как обидно пропустить очередной турнир, схватку к которой готовился много лет. Все-таки любой спорт с детства воспитывает стремление побежать, быть лучшим. Но насильно мил не будешь. Если соперник тебя боится, то найдёт тысячу поводов избежать схватки. А европейцы и американцы нас явно боятся. Это ведь началось задолго до СВО: мутные схемы, в которых им даже допинг не помогает.
Ну и какой смысл играть по их правилам? Ну, приедут наши, снова всех победят, а эти цивилизаторы снова задним числом примутся менять правила и требовать медали взад. Ну пусть сразу их себе туда и засунут.
А нашим борцам, боксёрам, стрелкам и прочим атлетам хотелось бы напомнить про 1941 год, когда на стадионе «Динамо» формировались отряды из мастеров спорта. Есть сейчас потребность в их спортивно-прикладных умениях. Там, на линии фронта, где всё по-честному и никто не посмеет запретить флаг и гимн победителей.