В конце прошлого года любителей одновременно футбола и пива обнадежили: спортивные чиновники и депутаты Госдумы вроде бы заверили, что в 2025 году пиво после 20-летнего (!) перерыва вернется на футбольные арены.
Если уж совсем быть точным в формулировках, то вернется, конечно, продажа пива. И не только на футбольные стадионы. Ведь пенный напиток, запрещено употреблять на любых спортивных объектах. Поэтому хоккейные болельщики любят ездить, например на выезды в Минск или Астану, где подобного запрета нет. А раньше ещё и Рига была в КХЛ, а когда-то и финский, и чешский, и словацкий клубы, а там сами понимаете, как с пивом на аренах…
Но не будем ностальгировать, надо жить настоящим.
В Госдуме пока не хотят возвращать пиво на стадионы. Председатель комитета Государственной думы РФ по физической культуре и спорту Олег Матыцин заявил, что вопрос о продаже пива на футбольных стадионах в ближайшее время не стоит.
До этого осенью 2024 года тот же Матыцин сообщал, что этот вопрос ГД рассматривать не будет. Впрочем, для тех, кто близко знает этого человека, ничего удивительного в поведении и заявлениях нет. Он идеальный образ чиновника, который всегда ждет «отмашки» с самого верху.
Ещё в 2023 году проходил круглый стол по данной теме. Кроме Минздрава все высказались «за» возвращение пива. В том числе Минфин. А уж о РФС, РПЛ, и о всех 16 клубах высшего дивизиона и говорить не приходится. Уверены, что при таком варианте будет ходить больше людей на стадионы.
Спустя год, поздней осенью 2024, года генсек РФС Максим Митрофанов заявил:
— Вопрос действительно важный. Причем он важен даже не столько в плане доходов от продажи пива на стадионах, сколько в плане доходов от посещаемости матчей, которая увеличится, когда человек будет знать, что он там сможет выпить пива.
Если он в течение дня приходит в ресторан и кафе и ему там по его заказу наливают пиво, мы же не выступаем против этого. Чем это отличается от потребления пива на территории стадиона? Мы же ему наливаем пиво не на трибуне, а в ресторане при стадионе. Так почему он там не может цивилизованно выпить пиво?
И сделать выбор в пользу похода на стадион, встретившись с друзьями не в баре, а на стадионе. Мы, конечно, за то, чтобы данная культура способствовала наполняемости стадиона.
Пивовары, конечно, тоже хотят вернуться в «большой спорт». Их интересуют не столько продажи, сколько появление в информпространстве. Но что бы ни решили в Госдуме по стадионам, неприятная для любителей пива новость уже обрела реальность: таможенные пошлины на пиво и сидр из недружественных стран с начала года выросли. От 0,1 до 1 евро за литр. Само собой, возьмут их в итоге с покупателей.
А хорошее пиво, оно, обычно из недружественных стран. Так что, недорогого и качественного на полках больше не будет. Скажем, баночка немецкого, учитывая НДС, вырастет рублей на 60−80, и станет подтягиваться в ценнике к 200−250 руб.
Но вернемся к пиву и спорту. Надежда, что «пивной вопрос» в повестке появится — еще есть. Слишком много было аргументов «за».
Не зря же член того же комитета Госдумы Дмитрий Свищев обещал, что депутаты рассмотрят законопроект о снятии запрета на продажу пива на территории спортивных объектов. Это же не только удовольствие, комфорт и эмоции, но — и хорошие деньги, с которыми сейчас туго.
«Принципиальное решение в вопросе о возвращении продаж пива на стадионы принято, но законопроект нуждается в доработке», — заявлял РИА «Новости» в декабре Дмитрий Свищев.
Ранее планировалось, что обсуждение законопроекта, который позволит возобновить продажу пива на спортивных объектах, пройдет в Госдуме 24 декабря 2024 года.
«Вопрос о возвращении пива на стадионы сдвинулся с места. Принципиальное понимание того, что вопрос должен быть решен положительно, достигнуто», — сказал Свищев.
«Законопроект дорабатывается, после чего состоится круглый стол в Думе. К нему будут привлечены представители других видов спорта, помимо футбола. Также прорабатывается вопрос распределения средств от рекламы пива на детско-юношеский спорт и улучшение инфраструктуры клубов. За целевым расходованием средств будет установлен контроль», — добавил собеседник агентства.
Напомним, что в России с 2005 года действует запрет на продажу пива на спортивных объектах. Исключением были Кубок конфедераций-2017, Чемпионат мира-2018, матчи Евро-2020 в Санкт-Петербурге.
И, кстати, тогда почему-то никто не боялся эксцессов, хотя в стране был миллион людей из других стран, да и наши никуда не делись. Но ведь всё было цивилизованно и хорошо. Что за отношение к соотечественникам? Впрочем, это вопрос риторический.
Кстати, утверждение, что если пиво вернут на арены, то посещаемость резко возрастет, как минимум, спорный. Это насчет футбола. Клубный хоккей и без этого по посещаемости практически не пострадал.
В футболе же помимо пива нужно убрать позорный «аусвайс» — FAN ID. Это первое условие. И самое главное. Активные болельщики, фанаты, про которых рассказывали «страшилки», на стадионы уже не ходят. За исключением кубковых матчей, где этот документ не действует. И что, на Кубке гораздо хуже, нежели в играх чемпионата?
Как утверждают футболисты и тренеры, всё наоборот, атмосфера хотя бы напоминает футбольную, а не театральную. И фанаты не страшные, оказывается. Которые, кстати, воюют на СВО в большом количестве и даже подразделение отдельное есть — «Эспаньола». Но воевать можно, а если на футбол, то оформляй позорный документ?
Так что нужно три момента, чтобы на футбольные стадионы вернулась праздничная атмосфера, и народ, что называется «пошёл». Первое и самое главное — отмена FAN ID. А второе и третье — уже пиво и еврокубки. Но пиво вернуть легче. А последнее не под силу даже нашим чиновникам.