
На Тавриде начался так называемый «высокий сезон». И тут же, как по заказу, украинские СМИ на гора выдали поток статей о том, что крымский туризм умирает, и вообще скоро не только пляжи опустеют, но и по самому полуострову будут передвигаться лишь военные на танках и медведи на своих двоих. Этот вой, что у нас песней зовется, подхватила Земфира Рамазанова, помахав на концерте в Тбилиси какой-то желто-голубой тряпкой. Наши независимые и оппозиционные блогеры тут же принялись подтявкивать, репостить картинки с пустыми пляжами. Это вынудило меня взяться за перо, чтобы поставить точку, дописав последнюю главу своих крымских зарисовок.
Для начала расскажу вам о доме Стамболи в Феодосии. Очень уж она похожа на историю самого Крыма. Стамболи — это очень богатый купец караимского происхождения, табачник, миллионер, меценат. Построил он дачу для своих дочерей и жены в 1914 году. Но недолго наслаждался ее красотами. После революции Стамболи бежал во Францию почти нищим, там немного приподнялся, но умер небогатым владельцем двух, если не ошибаюсь, бакалейных лавок.
Дача его — шедевр архитектурного гения петербуржца Вегенера — понравилась чекистам. Но через год ее передали трудящимся для отдыха. Вплоть до войны дача носила имя Иосифа Сталина и принимала на санаторное лечение рабочих и крестьян со всего СССР. После оккупации дача Стамболи стала госпиталем. Трудно сказать, сколько фашистов упокоилось в феодосийской земле, но точно известно, что около владений Стамболи их было больше всего.
Красивая картинка, не правда, ли? Так бы и смотрел бы и смотрел на могильные кресты фашистов, которые решили, что смогут обратить русских в рабов. Впрочем, сейчас останки наци покоятся в селе Гончарном под Севастополем. Их выкопали и перевезли туда в начале нулевых немцы из организации «Фольксбунд» и наши поисковики из отряда «Юг».
Полторы тысячи человек покоились под крестами в Феодосии. Но после возвращения города, советские власти сровняли кладбище с землей и превратили дачу в пионерский лагерь. Потом там был вновь санаторий. И, наконец, на закате советской эпохи — клиника Александра Довженко, в которой лечили от наркомании и алкоголизма.
И вот тут начинается самое интересное. После распада СССР дачу Стамоболи передали какому-то местному банку. Тот вскоре лопнул. Так же, как и очередной банк. И тогда здание было продано под ресторан. В уникальном архитектурном памятнике Феодосии крутые «новые украинцы» пили, если, устраивали поножовщину. А в 1999 году в ресторане соизволил откушать сам президент Украины Леонид Данилович Кучма. Так сказать, снизошел. Правда, почему-то, как и все, чего касались руки любителей незалежности, дача постепенно разваливалась. Разваливалась так быстро, что владельцам ресторана стало проще сбросить ее на баланс города, чем проводить дорогостоящие реставрационные работы. Точно так же поступала и Украина с Крымом — пользовалась его богатствами, не вкладывала ничего в капремонт и реставрацию, и возмущалась, почему же эти глупые крымчане не желают надевать вышиванки, говорить на мове и клясть москалей.
Как бы там ни было, но после почти четверти века «коммерческого» использования дачи Стамболи, она оказалась в руках у археологов, реставраторов и подвижников. Сегодня, после возвращения в Россию, начался ремонт этого уникального сооружения. С ним, равно как и со всем хозяйством, управляются настоящие энтузиасты и патриоты Феодосии. Они проводят завораживающие экскурсии по дому, а также по приютившемуся на даче Стамболи музею подводной археологии. Сходите, не пожалеете. Оно того стоит. Тем более что стоит такая экскурсия всего 100 рублей.
Так вот, эта длинная история — прекрасная иллюстрация того, как «рачительно» относился Киев к крымскому достоянию. Сделать рыгаловку в доме Стамболи — много ума не надо. Точнее, не надо совсем ума.
И можно сколько угодно сегодня постить фотократочки пяти — десятилетней давности и рассказывать, что в Крыму сейчас туристов нет. Но есть объективные данные.
К примеру, с начала года по июнь в Крым въехало 450 тысяч иностранцев. Выехало 420 тысяч. То есть, очевидно, что это был именно туризм. Большая часть этих 450 тысяч человек — украинцы. Остальные — азербайджанцы, узбеки, казахи. Немного поляков и чехов. Из Украины ежедневно въезжало по 5 тысяч человек. С мая — по 9 тысяч. С середины июня — по 12 тысяч человек. Повторюсь — ежедневно с территории Украины въезжает поток туристов, который теоретически может обеспечить полтора миллиона посетивших Крым только украинцев.
Теперь еще один факт — в Крым ежедневно прилетает до 180 самолетов. Как я и писал в своей первой колонке, для очень многих полуостров начинается с аэропорта в Симферополе. В середине июня там поздравляли миллионного туриста, ступившего на взлетную полосу. Миллион туристов прилетели в Тавриду с начала года! Это значит, что до конца года самолеты привезут в Симферополь миллиона два с половиной человек.
Ну и еще миллиона два через переправу переплывет за год. Так вот в Крым и прибудет 5 миллионов туристов. Что полностью перекроет обычный турпоток времен Ющенко и Януковича.
В общем, имеющиеся на сегодня цифры позволяют вполне оптимистично смотреть на туристический сезон. Провальным он точно не будет. Ну а тем, кто думает только о мошне и о туризме, рекомендую еще раз перечитать ту часть моей колонки, где я рассказывал о судьбе дачи Стамболи. И уж поверьте, в Крыму об этом знают и помнят куда лучше…