18+
вторник, 22 августа

Крым-2017: Почему отельеры плачут, а туристы — нет

Восторги и разочарования уходящего лета

  
27368
Типичный пляж на центральной набережной Алушты в начале июля 2017 года
Типичный пляж на центральной набережной Алушты в начале июля 2017 года (Фото: автора)

«Провалился, провалился!» — кричат о крымском турсезоне этого года украинские журналисты с таким восторгом, будто от этого слова у них во рту появляется пахлава медовая с орешками, которой славится наш лазурный полуостров. Однако и владельцы ряда крымских отелей жалуются на плохую заполняемость номеров. Тем не менее, туристов в Крыму более чем достаточно. И отдых здесь, пожалуй, стал приятнее, чем в 2015-м или 2016-м. Откуда же столь неоднозначные отзывы о турсезоне? Обо всём этом я расскажу по собственному опыту трех недель, проведённых в Крыму нынешним летом.

Врата Крыма

Симферопольский аэропорт всё чаще называют курортными вратами Крыма. И это действительно так: добираться даже из центральной России в Крым иным транспортом, кроме самолёта, пока не построен мост — дело долгое и не слишком комфортное. Знаю это по опыту 2014-го года. В сезоны 2015−2016 годов многие туристы жаловались на бардак в аэропорту, его переполненность, высокие цены на еду и другие товары в киосках, хамоватых таксистов, буквально наваливающихся на каждого выходящего из аэропорта туриста и навязывающих свои неоправданно дорогие услуги. У меня самой в 2016 году был перерыв в поездках в Крым, но, к примеру, в 2015 всё было именно так. А навязчивые таксисты, вообще, являются бедой Крыма еще с украинских времен.

Однако в этом году в аэропорту явно ощущаются перемены в лучшую сторону. И еда теперь дешевле, и кресла удобней, да и самих кресел прибавилось. Цены у таксистов стали вполне терпимые, они перестали налетать, как воронье. К тому же есть частные маршрутки, есть автовокзал. Автовокзал, правда, не совсем достроен, но посадочные площадки имеются, автобусы и троллейбусы в разные уголки Крыма от них ходят. И все это — близко к выходам из аэропорта, не заблудишься, не надо тащиться далеко с тяжелыми сумками. Сувениры и крымская косметика продаются в терминалах по той же цене, как и везде, так что, если что-то хотел купить да успел, можно купить перед отлетом.

Симферополь. Вид из окна троллейбуса, идущего от аэропорта до Алушты (Фото: автора)

Так что к симферопольскому аэропорту у меня в этом году претензий не возникло. Единственное, касаясь этой темы, нельзя не сказать о стоимости авиабилетов. Вот это уже похоже на диверсию, направленную против Крыма. До 2016-го билеты на июнь-июль можно было покупать по адекватным ценам даже в апреле или начале мая. Наученные горьким опытом прошлого года, когда необходимость искать 50 тысяч рублей на один только перелет фактически лишила нас отпуска, на этот раз мы покупали билеты из Москвы до Симферополя и обратно в начале февраля. На троих (двое взрослых и ребенок до 12 лет) в оба конца они обошлись нам около 30 тысяч рублей. Если учесть, за сколько времени до отпуска мы их брали и что это был самый дешёвый вариант, под который нам пришлось подгонять даты прилета и отлета (ну, разве что летели мы не на лоукостере и это были нормальные билеты с включенным багажом), все равно цена высока.

А расспрашивая в Крыму отдыхающих, я узнала, что многие из них и в этом году потратили по 20−25 тысяч на человека за перелет туда и обратно. Такие цены не назовешь иначе, как заградительными. Тем более что в провинции зарплаты далеко не московские, но при этом жителям небольших городов еще нужно добираться до крупного города с аэропортом. У нас, например, в этом году на дорогу поездом от Смоленска до Москвы в плацкарте на троих ушло 3 700 рублей, а обратно мы ехали автобусом за 3 000. Неприятная прибавка к затратам, если учесть, что и в самом Крыму туристу на что-то нужно снимать жилье, покупать еду, экскурсии и другие развлечения.

Таким образом, дорога в Крым по-прежнему обходится дорого. Наверное, власти должны были бы как-то с этим бороться. Ну а пока что утешу вас тем, что это, наверное, единственный по-настоящему крупный недостаток крымского сезона 2017, а о достоинствах — дальше.

Читайте также

Крымские цены

В 2015-м году в Крыму нас шокировали высокие цены буквально на всё. Насколько я могу судить по информации от знакомых и из интернета, в 2016-м цены были еще выше. Всё-таки нельзя запрещать Турцию и другие иностранные курорты, а то при отсутствии конкуренции многие из тех, кто живёт с туристов на отечественных курортах, просто звереют от жадности.

В этот раз мы были психологически готовы к тому, что нас будут обдирать на каждом шагу, заранее решив не расстраиваться. Но, к нашему приятному удивлению, цены оказались на уровне 2015 года. То есть тогда они отличались от наших смоленских цен в полтора-два раза. Но сейчас, когда по всей России цены выросли примерно во столько раз, в Крыму в период с 28 июня по 18 июля 2017 года цены на продукты были лишь немного выше, чем в Смоленске — в среднем процентов на 5−10. Разве что молоко дороже, чем у нас, раза в полтора. Это я говорю на примере Алушты, в которой отдыхала. Ясно, что в Ялте цены будут повыше, а, скажем, в Феодосии немного пониже. Но Алушта тем и хороша, что, на мой взгляд, её можно считать неким мерилом средней ситуации в Крыму. В августе крымские цены несколько повысились, но это естественно для любых курортов, хоть отечественных, хоть зарубежных.

Гора Демерджи. Пусть и дальше в Крыму будут высокими только горы, а не цены! (Фото: автора)

Цены на съём жилья и экскурсии также остались примерно такими же, как были в 2015-м. Единственное, что подорожал городской общественный транспорт: проезд в автобусах теперь стоит 13 рублей (раньше стоил 10), в троллейбусах — 14 рублей (раньше всего 7). Но это не так существенно. Гораздо существеннее, что городского транспорта в Алуште явно не хватает для высокого турсезона, и ходит он не так часто, как хотелось бы. Например, автобус № 2, на котором из многих районов города удобно доезжать до Профессорского уголка с его пляжами, аквапарком и кафешками с видом на море, ходит раз в 40 минут и заканчивает работу в девятом часу вечера. При этом водители могут проехать промежуточную остановку на 10 минут раньше или позже расписания. Я понимаю, что живущим у моря спешить некуда, но у туристов, приехавших на считанные дни, вообще-то на счету каждый час. Впрочем, в украинские времена с транспортом в Алуште было хуже, так что будем надеяться, что и в этом вопросе Крым скоро подтянется до уровня остальной России.

Цивилизованность растёт, менталитет остаётся

Что касается санитарного состояния города, то я не нашла, к чему придраться. Центр Алушты и набережная выглядели достаточно чистыми и ухоженными, мусор вывозили своевременно. Привычных по прежним годам приставал с голубями, разводящих туристов на деньги, нам не встретилось. Хотя я читала в соцсетях, что в некоторых местах Крыма они бесчинствуют до сих пор. Однако конкретно в Алуште их не было, а фотографы на набережных и аниматоры в костюмах героев мультиков вели себя корректно. Несколько досаждало, что дети гоняют на машинках и сигвеях прямо по центральной набережной, едва не сбивая с ног прохожих, а также обилие аттракционов. Но, к сожалению, спрос на данные развлечения имеется, поэтому отнесем их к разряду неизбежного зла курортных мест.

Какая же крымская набережная без аттракционов? (Фото: автора)

Бесплатных пляжей хватало, места под навесами можно было занять, даже не покупая лежак за 100 рублей. Правда, по мере продвижения сезона это становилось сложней, потому что число отдыхающих росло. Но, по крайней мере, не было такого, как в украинские времена, когда все места в тени сплошняком заставлялись лежаками, даже если половина из них пустовала. Да и цена в 100 рублей, по нынешним меркам, божеская. Так что можно сказать, что цивилизованность крымской турсферы растёт вполне зримо.

Несколько портит картину, правда, по-прежнему сохраняющийся у многих крымский местечковый менталитет: ждать от моря погоды. Поясню, что я имею в виду на примере экскурсий. Цены-то на них не поднялись по сравнению с 2015 годом. Но в целом экскурсии дороги. Например, экскурсия в Бахчисарай из Алушты стоит 2 000 р. На одного человека, может, и недорого, а вот ехать семьей уже накладно. Поэтому многие предпочитают не ездить совсем, чтобы не было никому обидно. И здесь сложилась такая ситуация: предложение явно превышает спрос, но при этом цены не падают. В результате получается столь странное явление, как невозможность попасть на ряд экскурсий из-за того, что не набирается группа.

На экскурсии по дороге к Чуфут-Кале. Архитектура гармонично дополняет красоты природы (Фото: автора)

К сожалению, этот принцип — сидеть на высоких ценах, ничем особо себя не утруждая — свойственен многим крымчанам, имеющим отношение к турбизнесу. Взять хотя бы «банан». Прокатиться на нем стоит 300 рублей. Взрослые боятся отпускать детишек одних и едут вместе, соответственно, получается минимум 600 р. И вот, прокатили желающих на «банане» с утра пораньше и сидят на молах-волнорезах — ждут клиентов.

А сделать билеты не по 300, а по 200 рублей — что, никак невозможно? Ведь гораздо больше людей будет кататься! Детишкам «банан» нравится, но уж больно накладно родителям платить второй раз за один день 600 р.

Еще один пример. Однажды мы попали в заведение, где ждали простого заказа целый час, при этом официантка нам еще и сказала с удивленно-невозмутимым видом: «А куда торопиться, вечер ведь только начинается!».

И все-таки, менталитет постепенно меняется. Что касается общепита, то на меня неожиданно произвели приятное впечатление татарские кафе в Бахчисарае и у подножья Мангупа: чисто, культурно, приветливые, расторопные официанты, вкусная еда.

Отели и съёмные квартиры

Вернусь к озвученной в начале статьи теме: можно ли судить, насколько состоялся турсезон, по заполняемости отелей. На мой взгляд, нет. Дело в том, что в некоторых местах Крыма, например, в той же Алуште, отелей понастроено с избытком. Их не просто много — их слишком много! И дорогих, и дешевых, и громадных, и маленьких. Не представляю, что будет, если они все вдруг заполнятся на 80−100%. Наверное, в городе случится экологическая катастрофа. И береговая полоса здесь не настолько обширна, чтобы вместить такое количество отдыхающих.

Юсуповский дворец в Кореизе. Здесь останавливаются первые лица государства еще со времен СССР. Вот кому не нужно искать ни отель, ни съемную квартиру! (Фото: автора)

А по моим личным впечатлениям, сезон состоялся вполне. Днем, мимо какого пляжа не идешь, все заполнены. Вечером, если пройти по длиннющей набережной от Ротонды до причала в Профессорском уголке, везде толпы народа, заполненные заведения. В спальных районах — и то многолюдно, в супермаркетах в любое время суток — очереди на кассах. Едешь на экскурсию — то же самое.

А мне отовсюду пишут — сезон неуспешный. Простите, а по каким признакам тогда определить его успешность?

В украинские времена успешность турсезона определялась скотскими условиями отдыха туристов. Необходимость бежать на пляж в 6 утра, чтобы занять место в тени, огромные очереди в столовых, антисанитария и разгул инфекций, включая кишечные — вот что такое успешный турсезон по украинским меркам.

У каждого курортного места есть «предел прочности» или «лимит отдыхающих». Это касается не только Крыма, а всех курортных мест, хоть в Краснодарском крае, хоть в Турции, хоть где-то еще.

Поэтому неправильно говорить, что курортный сезон 2017 года в Крыму провальный. Он не провальный! Провальным сезон оказался лишь у ряда отельеров, заломивших неадекватные цены за отдых и не сумевших оперативно перестроиться на некоторое снижение турпотока по сравнению с летом 2016 года. А так, естественно, большинство отдыхающих предпочли бы жить в отеле, а не на съёмной квартире. Но именно необоснованно высокие цены многих отелей заставляют значительное количество отдыхающих предпочитать частное жильё. Да и небольшие гостиницы, по моим наблюдениям, заполнены лучше, чем крупные. И визуально отдыхающих много, и идет оживленная курортная жизнь.

Набережная июльским вечером 2017-го. Праздник жизни в Алуште не утихает даже ночью! (Фото: автора)

Понять владельцев отелей, конечно, можно: сезон короток, а содержание больших пансионатов требует больших средств. Получается неразрешимая проблема. И выход тут только один — расширять сезон, привлекая отдыхающих и в апреле, и мае, и в октябре.

Почему бы не ехать в Крым весной или осенью? В эти периоды, особенно в апреле-мае, он гораздо красивей, чем летом.

На мой взгляд, главная задача крымских властей сегодня — не пытаться сделать из Крыма вторую Турцию (не получится, да и Крым — это о другом), а добиваться, чтобы на полуострове был и полноценный осенний сезон (а не один сентябрь), и весенний сезон не ограничивался майскими праздниками, и чтобы зимой люди приезжали в Крым. Добиваться этого можно и нужно не «ол-инклюзивами», а развивая экскурсионную привлекательность Крыма, активно пропагандируя не сервис, который в ближайшие годы вряд ли подтянется до европейского уровня, а уникальные места Крыма, неповторимость его природы и величие истории. И, конечно, такая работа должна вестись не формально-бюрократически, а с душой и понимаем того, что реально может быть интересно туристу.

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Медиаметрикс
Рамблер/новости
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня