Чем мигранты ещё наградят приютившую их Германию
Где отдохнуть, если летом этого сделать не успел — такой вопрос встает перед многими семьями и при всем богатстве выбора, у желающих отдохнуть в сентябре российских туристов не так и много вариантов, если сопоставить все факторы — цены на отдых, расстояние до места, сложность оформления визы, проблемы в популярных среди отдыхающих странах, отзывы о туроператорах. Но самое печальное, что турист предполагает (точнее долго все изучает, анализирует, набирает в поисковиках заветные запросы «отдых 2017, цены на отдых, горящие туры, туроператор, стоимость, все включено», читает потом порой душераздирающие отзывы), а туроператор с принимающим отелем — располагают, и отдых в итоге может оказаться совсем не таким, каким должен был. Если диссонанс между предполагаемым и полученным турами, особенно на старте, слишком большой, велика вероятность, что отпуск просто не задастся, и на протяжении всех 7−10 дней тура вы будете больше расстраиваться и ругаться с туроператором и отелем, чем непосредственно отдыхать.
Чтобы предостеречь или просто проинформировать читателей, поделюсь личными впечатлениями об отдыхе на Кипре в сентябре 2017 года с туроператором «Библио глобус», который и стал, по моему мнению, таким печальным вариантом получения совсем не того, за что заплатил.
Специально туроператора мы не подбирали, просто в силу ряда обстоятельств (отдых с ребенком, нежелание ехать в Турцию или далеко лететь, отсутствие Шенгена) нашей семье подошел именно Кипр, а «Библио глобус» на этом острове практически монополист. Стоимость отдыха на Кипре в 2017 году, стоит отметить, была не сильно низкой в сравнении с соседними странами, а отели Айя-Напы, Протараса, Пафоса и других популярных туристических мест нередко выглядели «подуставшими». В отзывах отдыхающих указывалось немало недостатков, свойственных отелям Кипра — в их числе была и опасность краж, и жалобы на уборку, и многое другое. При этом, например, пресловутое «все включено» островитяне предлагают по совсем уж дорогой цене, не говоря о том, что в большинстве отелей платными являются самые неожиданные вещи, например, холодильник, сейф, не говоря об интернете. Но нас не очень интересовал «олл инклюзив», как довольно вредное для здоровья явление. От интернета в отпуске также хочется отдохнуть, если работаешь журналистом, а главным фактором отдыха на Кипре для нас была близость хороших пляжей. Ну а на негативные отзывы об отелях мы решили закрыть глаза, благо на пляжи почти никто не жаловался.
Чем мигранты ещё наградят приютившую их Германию
Исходя из этого мы выбрали пляжный курорт Айя-Напу на востоке Кипра, и отель Tsokkos Paradise Village, расположенный прямо у пляжа Ланда. В пешей доступности от этого отеля было сразу два известных песчаных пляжа Айя-Напы — Макрониссос и Нисси. Сам отель Tsokkos Paradise Village не выглядел таким уж идеальным, но показался приемлемым, исходя из соотношения цена-качество, отзывы были, в основном, положительными, рейтинг высоким.
Это был, отмечу, не горящий тур, деньги туроператору мы перевели за месяц до вылета. После этого спокойно готовились к поездке, беспокоясь лишь о перелетах, так как, почему-то чартеры могли переноситься на другие даты и в другие аэропорты, об этом туроператор предупредил. При этом, за дополнительные деньги, можно было конкретизировать аэропорт, но время все равно могло переноситься.
И действительно, рейс наш был сначала перенесен с утра на день, потом просто задержался, в итоге на Кипр мы прилетели поздно вечером, а до отеля автобус «Библио глобуса» доехал где-то к часу ночи. Но вот тут началось самое интересное, к чему мы были не готовы и о чем в отзывах других туристов об отдыхе на Кипре почему-то не прочитали.
На ресепшен нас встретил невозмутимый дядечка, сообщивший, что нашего номера нет, потому что в отеле «овербукинг». Дальнейшие переговоры его совершенно не интересовали, да и английским он почти не владел (это отличительная особенность «ночных портье» на Кипре). В переговоры вступил некий неравнодушный киприот, который, видимо, любит коротать вечера в холле этого отеля. И хотя, как он пояснил, к отелю он никакого отношения не имеет, сообщил, обильно употребляя конструкцию «май френд», что такси сейчас абсолютно бесплатно отвезет наc до утра в другой отель, такой же хороший. А потом, мол, вернетесь в Tsokkos Paradise Village.
Схема проста и довольно известна, продавать один отель, с хорошими отзывами и фотографиями, а селить в другой, который никто не выбирает, и, соответственно, более дешевый. Нам уже приходилось иметь с этим дело, но не на Кипре, а в Стамбуле. Там нас тоже поселили вместо забронированного и оплаченного на Booking.com номера на одну ночь в соседнем отеле, в номере чуть шире кровати. Хозяин-турок был абсолютно непробиваем, но, по крайней мере, извинялся и валил все на ужасный компьютерный сбой. На Кипре все было без жалоб на сбои и хакеров, просто «овербукинг» и все, и какая разница, что вы оплатили этот номер месяц назад. Тогда не было перегрузки, а сейчас образовалась.
Кстати, даже сравнение с ненавистной киприотам Турцией, к которому я прибег, не оказало никакого эффекта, хотя обычно там обижаются, даже когда кофе по-кипрски сравнивают с турецким аналогом.
В общем, «фри такси» действительно отвезло нас, причем, гораздо дальше, чем было обещано, и в новом отеле Anmaria мы оказались в конце очереди из таких же, свезенных из разных мест российских туристов. Кто-то скандалил, у кого-то в поздний час сил на это не было, новый не очень говорящий по-английски дедок невозмутимо оформлял, а потом повел всю толпу к номерам. Это тоже было занятно.
Выйдя из отеля, он неожиданно залез на газон и чуть ли не через кусты начал ломиться от «Анмарии» к стоящим там бунгало, словно Турция в Северный Кипр. Поколебавшись (все-таки, с чемоданами), мы все пошли за ним и в итоге оказались на территории третьего отеля, в котором нас и поселили (отель Freij Resort). Номер, конечно, не впечатлил, но мы легли спать в надежде, что это на одну ночь. К тому же, с маленьким ребенком, которому давно хотелось спать, особо не до препирательств.
Конечно же, на следующий день никакое такси за нами не приезжало. Отельные гиды «Библио глобуса», которых до этого рекламировали как больших друзей, решающих все вопросы туристов, держались довольно уверенно. Это был вовсе не булгаковский вариант «со скошенными от постоянного вранья глазами», напротив, гиды предпочитали тактику «лучшая защита — нападение». Одному туристу на вопрос «Почему вы поселили меня не в тот отель?» представитель «Библио глобуса» сказала: «Потому что ваш отель хуже». Облагодетельствовала, значит. Наш гид, с которым удалось связаться по телефону, также реагировала спокойно, видно, что таких бесед у нее по десятку в день. Мне было сказано, что пока нужно пожить в этом отеле (точнее сразу двух, в одном предстояло жить, а во втором, пробираясь через кусты — питаться), а через неделю может быть удастся переехать в свой Tsokkos Paradise Village.
Никаких извинений и уступок не было и близко, я должен был быть благодарен и за то, что вообще поселили хоть куда-то. На Кипре ведь «овербукинг», словно в советских гостиницах конца 80-х. Туроператор устами представителя валил все на гостиничную сеть «Цоккос», которая таким образом перераспределяет клиентов. Но я же покупал тур не у «Цоккоса», а у «Библио глобуса», настаивал я. Да-да, это так, соглашался представитель, ну и что?
Своеобразной вершиной этого разговора с представителем туроператора было ее сообщение мне, по секрету, так как у нас ребенок, что в Tsokkos Paradise Village было уже несколько случаев заражения вирусом Коксаки. То есть, и нас, как упомянутого туриста, в «Библио глобусе» и «Цоккосе» решили наградить более хорошим и безопасным отелем.
И конечно, мне напомнили, что в договоре (маленькими буковками) говорится о возможности замены отеля равноценным. А что значит равноценный, если по основным параметрам никакой равнозначности нет? И что предпринимать на месте кроме сочинения гневных отзывов «в интернетах»? Случай заселения в другой отель, как произошло у нас с «Библио глобусом», мы попросили прокомментировать главу коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгения Корчаго.
— В подобных случаях всегда стоит внимательно изучать условия договора. Необходимо установить, было ли у оператора право менять место проживания (как правило, такое право прописывается), в каких случаях и на какой отель могла быть произведена замена. Проблема в том, что понятие «равноценный», которое часто используется туроператорами, является оценочным, поэтому соответствует ли уровень предоставленного отеля заявленному, будет решать в каждом конкретном случае суд на основе всех обстоятельств дела. Если вы решите обращаться в суд, то приготовьте материалы, подтверждающие то, что уровень отеля был значительно ниже изначально выбранного вами. Для начала же стоит подать претензию — есть вероятность, что туроператор не станет доводить дело до суда и выплатит компенсацию, — советует адвокат.
Стоит отметить, что в «Библио глобусе» никакой компенсации за данное свинство не предлагали. Зато на ресепшен «Цоккоса», послушав нашу телефонную беседу, достали заготовленную бумажечку-заявление о том, что нас переведут на «все включено», да еще дадут бесплатно пользоваться такими радостями жизни, как холодильник, сейф и интернет, если мы останемся с ними. Так как никакой гарантии, что через неделю нас куда-то переселят не было, да и вряд ли это имело бы уже смысл, мы согласились, получив в итоге немного не тот отпуск на Кипре, который хотели.
Вместо хороших пляжей недалеко от нас были каменные глыбы с небольшим кусочком, доступным для кое-какого плавания. Перед пляжем велась стройка, и не всегда вообще можно было пробраться между экскаваторами. До хороших пляжей нужно было ездить на автобусе, а автобусов ждать. Не нужное нам «все включено» — это, например, вино, которое в баре, не стесняясь, наливали из пакетов, ужасное пиво и коктейли, удивительно непохожие на указанные в меню. Детской площадки у новых отелей, разумеется, также не было, в отличие от забронированного.
Зато на сайте «Библио глобуса» можно прочесть: «Отправиться в путешествие всегда интереснее всей семьей. Библио-Глобус заботится о ваших детях по принципам гуманизма великого педагога ХХ века В.А. Сухомлинского: „Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии“. Специально для них на Кипре, в Тунисе, Греции организован Детский Клуб, предлагающий познавательно-развлекательные программы и спортивные мероприятия. Мы делаем все для того, чтобы отпуск, проведенный всей семьей, был интересен каждому». На практике это как в фильме «ДМБ», видишь детский клуб? А он есть.
Конечно, все это не помешало отдохнуть, море на Кипре (как в Айя-Напе, так и Протарасе) хорошее, пляжи, когда до них доедешь на автобусе, тоже заслуживают положительных отзывов. Но вот отношение к туристам туроператора и принимающей стороны крайне печалит. Это отношение не к клиентам, а к посетителям очередей в присутственном месте, не к тем людям, которые нужны компании, в частности, туроператору «Библио глобус». Не нравится — никуда не денешься, поедешь снова на Кипр, в Турцию, в другие теплые страны. Ведь новости и отзывы о «радостях» отдыха с «Библио глобусом» появляются регулярно, но заставляет ли это компанию меняться к лучшему и относиться с большим уважением к своим туристам? Или руководство туроператора радуется, читая негативные отзывы, развлекается ими на планерках?
Вполне возможно, что таким образом туроператоры вроде «Библио глобуса» стараются снизить валютные потери — или просто больше заработать, чем зарубежные коллеги, жадности же с падением курса рубля меньше не стало. Посмотрел для интереса английский сайт с аналогичными турами для жителей манчестерских предместий. Ненамного, но подороже. Получается, на недовыкупленные англичанами и «прочими разными шведами» места можно селить и россиян, ну а если не поместятся, то — в филиалы за кустами.
Все это, в общем-то, еще один довод в пользу самостоятельных путешествий без туроператоров. Во-первых, нет риска, что если однажды такой «Библио глобус» разорится, вас придется доставлять бортом МЧС.
Во-вторых, вы полетите в положенное время, а не будете сидеть с ребенком в аэропорту, ожидая чартер или просто без понятия, когда будет ваш самолет, как это было прошлым летом с пассажирами рейса Пхукет-Москва, которым было отказано в регистрации из-за того, что туроператор «Библио глобус» продавал чартерный рейс как регулярный, с нарушением миграционных правил королевства Таиланд.
В-третьих, вы не станете жертвой непрофессионализма представителей туроператора, как туристы из Тулы в совсем свежем примере, которых в «Библио глобусе» заверили, что в том же Таиланде можно курить вейп, но у полиции этой страны оказалось совсем другое мнение. При этом, в «Библио глобусе» от своих туристов практически отказались, в ответ на отправленную клиентом претензию туроператор потребовал огромное количество справок и оригиналов прилагаемых документов, к примеру, чек об оплате тура.
В-четвертых, не нужно будет вообще разговаривать с отельными гидами и портить себе настроение в самом начале отдыха. Ну и главное — вы будете сами хозяином своего тура и отпуска, а не доверите это важное дело тем, кому на это совершенно наплевать.
Владимир Мукусев о прошлом, настоящем и будущем
Справка «СП»
Российская туристическая компания «Библио Глобус» была основана в 1994 году Александром Туголуковым. Тесть Туголукова Борис Есенькин владеет книжным домом «Библио глобус», обе организации входят в ГК «Библио Глобус». Основные направления туроператора — Россия, Кипр, Греция, Таиланд, Испания, на сайте «Библио Глобуса» отмечается, что существует 9 собственных инкаминговых структур по приему и обслуживанию туристов: в Краснодарском крае, в Крыму, в Таиланде, на Кипре, во Вьетнаме, Греции, ОАЭ, на Кубе и Чехии. С «Библио Глобусом» работает более 40 тысяч турагентств в России. Официальные представительства компании «Библио Глобуса» есть в 14 городах России и Белоруссии: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Красноярск, Крым. Симферополь, Минск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Самара, Уфа. Штаб-квартира туроператора в Москве. Сайт туристической компании «Библио глобус» — bgoperator.ru.