Кто отдувается за пролет ВИМ-Авиа

И почему туроператоров заставляют нарушать законы

  
2155
Кто отдувается за пролет ВИМ-Авиа
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

К чести Ростуризма следует признать, что данное его руководителем Олегом Сафоновым обещание к началу октября вернуть всех томящихся в аэропортах мира из-за внезапной приостановки деятельности компании «ВИМ-Авиа» россиян домой было выполнено. Из 10 000 туристов, у которых дата вылета была просрочена или стремительно приближалась к такому статусу, невывезенными в пункт назначения утром 2 октября оставалось 600 человек. Как уточнил в этот день «СП» Александр Осауленко, глава входящей в оперативные штабы Минтранса и Ростуризма Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпопомощь», уже к вечеру первого октябрьского понедельника эта цифра должна была обнулиться, а за теми, кто продолжает свой отдых за рубежом, прилетят строго в положенный срок.

Но при этом возникает далеко не риторический вопрос: а кто и как будет компенсировать туристам издержки такого «отдыха»?

Как констатирует Александр Осауленко, там, где туристы организованы, расходы лягут на плечи туроператоров, так как они считают себя во всех смыслах ответственными перед отдыхающими.

В эти критические дни, подчеркивает он, — никто из туристов не был на улице, не ночевал на лавочке или в аэропорту, всех разместили в гостиницах, всех кормили. Да, есть много тех, кто еще не выехал. И здесь мы снова наблюдаем процесс, когда турагентства несут материальные обременения сами. То есть идет замена и поиск туров, идет поиск новых перевозчиков. Где-то даже идет возврат средств. Но пока это все в туристической сфере. Как это будет выглядеть со стороны авиавластей — пока понимания нет. Да, заявлено о том, что деньги есть, что компенсации будут. Но самого их механизма пока нет в природе ни в правовом поле, ни в той частности, которую мы на сегодняшний день имеем.

«СП»: — А есть ли вероятность того, что обещанные возмещения будут сначала как-то растягиваться во времени, а потом и вовсе сойдут на нет?

— Вполне может быть, тем более, что мы в предыдущие разы такое наблюдали.

«СП»: — Но коль скоро туротрасль попадает в такую переделку уже не в первый, к сожалению, раз, мог ли Ростуризм предвидеть такое развитие событий с «ВИМ-Авиа»?

— Еще в 2010—2011 годах, когда случился ряд громких банкротств туркомпаний, было инициировано изменение законодательства, которое, к слову, меняется до сих пор и последние новшества вносились в апреле прошлого года. И с 2012 года начал действовать первый фонд помощи туристам, находящимся за рубежом. В 2014 году, когда обанкротилось за два месяца сразу 23 туроператора, за счет него мы вывезли в общей сложности 56 тысяч отдыхающих. Так что в туризме существует как персональная, так и коллективная ответственность. Но сколько мы ни говорим о создании подобного механизма в транспортной сфере, в авиации до настоящего времени ничего такого не создано. Ни компенсационных, ни резервных фондов. И в этом плане, несмотря на все Монреальские конвенции, никакой ответственности перевозчик перед пассажиром не несет.

«СП»: — А не является ли в таком случае ситуация с «ВИМ-Авиа» прямым следствием некомпетентной политики властей в туристической и авиационной сферах?

— Этот вопрос, скорее, не ко мне. Но вывод, что в «датском королевстве» не все спокойно, может сделать каждый пассажир. Ведь ладно бы, если все это происходило с какими-нибудь маленькими региональными компаниями. Но за последние два года мы имеем два серьезных случая с компаниями из первой пятерки. Сначала было «Трансаэро», теперь «ВИМ-АВИА». Понятно же, что что-то не так. И скорее всего специалисты должны разбираться — в чем тут дело. И что надо предпринять, чтобы этот коллапс не возник, а если возник, то каковы механизмы его преодоления без ущерба для потребителя.

«СП»: — Вот сейчас звучат предложения от некоторых экспертов в духе «а давайте введем дополнительные сборы с продажи авиабилетов, чтобы защитить пассажиров». Как вы относитесь к подобным идеям?

— Я однозначно двумя руками за то, чтобы механизмы, защищающие клиента, в принципе были. Но в этом случае отрасль сама, конечно, должна решать, надо это делать или нет. Кстати, когда было принято решение о создании фондов в сфере туризма, отмечу, что для граждан в итоге конечный продукт не подорожал ни на рубль. Как будет действовать авиация, не знаю. Но во всей этой ситуации надо руководствоваться одним принципом — заботой о своих клиентах, пассажирах и туроператоров. Но если опять начнутся разговоры о том, что отрасль тяжелая, компании банкроты, средств нет, пассажиропоток не тот, самолеты не те, сразу хочу сказать — у нас нет в стране ни одной отрасли без проблем. Другой вопрос, чего хочет конкретная отрасль — решать вопросы или сидеть у зеркала и плакаться?

«СП»: — Так что же конкретно нужно делать?

— В первую очередь, как я уже говорил раньше, продумывать механизм защиты пассажира. Только если авиация сама этого сделать не захочет, за нее это сделает государство. Но тогда начнутся разговоры в стиле «нам навязали, мы не готовы». Ну так сейчас мячик на вашей стороне. Пожалуйста, предлагайте. Фонды? Хорошо. За счет повышения? Ладно. Но надо решать. Экспертам, конечно, виднее, вы посмотрите, сколько у нас в сфере авиации одних только общественных объединений.

«СП»: — Вот вы сейчас озвучили позицию туроператоров. Всем известна реакция на ситуацию Владимира Путина. Скажите, а что говорит сама Росавиация по этому поводу? Признает она за собой какие-то «косяки» или нет?

— Ну, где-то признает, а где-то есть желание переложить с больной головы на здоровую. Вот приведу пример. 22 сентября 2014 года вышло постановление за подписью Дмитрия Медведева, что туроператор и перевозчик не имеют права выпускать туристов на маршрут без обратного билета. Фактически Министерство культуры, курирующее туризм, эту тему отработало. Эта норма была внесена в закон № 132-ФЗ, и это жесткое требование к туроператору. А вот у транспортников такого, к сожалению, нет. Ни в Воздушном кодексе, ни в других нормативных актах ничего такого не отражено. На практике это означает, что маршрутная квитанция туриста — это всего-навсего простая бумажка. Потому что перевозчик по закону может вводить рейс в систему всего-навсего за сутки до предполагаемой даты. Так работает примерно 80% чартерных рейсов: за сутки до отлета выписывает билет туда, а билет обратно выписывает только за сутки до даты возвращения.

«СП»: — Однако недавно министр культуры Владимир Мединский упрекнул туроператоров в том, что они нарушают федеральный закон, выпуская туриста на маршрут без обратного билета. Неужели министр не знает об этой ситуации?

— Почему же, знает. Но, к сожалению, он прав. Туроператоры, зная, что турист уходит на маршрут без обратного билета, не доводят эту информацию до «верхов». Но, по большому счету, их понуждают к этому. Вот, допустим у меня десятки, сотни тысяч людей. Деньги собраны, переведены авиакомпании. Не хотите лететь так? Ладно, снимаем туристов с маршрута. Надо тогда вернуть ему деньги. И тут мне перевозчики говорят — давайте-ка все по порядку, пишите заявление на возврат и так далее. По технологии мы с вами понимаем, что эти деньги вернутся в лучшем случае только через несколько месяцев. Тогда туроператор вынужден искать какие-то собственные средства, чтобы вернуть клиенту потраченное. Так как потоки крупных операторов исчисляются даже не десятками, а сотнями тысяч туристов, это попросту неразрешимо. Так что когда нам говорят о вине туроператора, да, признаем, виноваты. Но лишь в части того, что не афишируют эту ситуацию, не говорят открыто, что вот такая компания не выписывает нам обратный билет. И министр транспорта этим летом призывал турагентства? Пожалуйста, дайте нам знать, если авиаперевозчик нарушает закон и понуждает вас.

«СП»: — Как вы полагаете, кого сделают в итоге «стрелочником» в этой ситуации? Авиаторов или туротрасль?

— Знаете, по большому счету уже сделали ответственными туроператоров. А авиационная отрасль пока никаких денег не платит. Да, подключились другие авиакомпании, которые берут в свободные кресла клиентов «ВИМ-Авиа», но им было обещано, что затраты на это будут возмещены из бюджета. Есть соответствующее решение правительства. Нам ничего подобного никто не обещал пока.

«СП»: — Но сейчас ведутся разговоры о том, что Ростуризму надо бы придать некие дополнительные полномочия. Например, сенатор Игорь Фомин настаивает на том, чтобы разрешить ведомству проверять финансовое состояние перевозчиков. А Олег Сафонов настаивает на разрешении отсекать неблагонадежных авиапартнеров. Может быть, этого достаточно для наведения порядка?

— Во-первых, финсостояние перевозчиков уже проверяется Росавиацией. И, к слову, по состоянию на сентябрь «ВИМ-Авиа» относилась к группе суперустойчивых предприятий. А через две недели после такой оценки мы получили вот такой интересный момент. Во-вторых, на Ростуризм навалили уже столько функционала, что статус ведомства должен быть уже другой. Наверное, более высокий, чем федеральное агентство. Но, конечно, у нас есть «государевы люди», и если они считают, что функционал надо расширять, ну что ж. Правда, хочу добавить, что если правовое поле с точки зрения транспортной составляющей не изменится, то есть не будет поправок в отраслевых законах, ведомственных и подзаконных актах, то что бы мы не предпринимали, это всегда будет ходьбой по кругу.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Денис Парфенов

Секретарь Московского горкома КПРФ, депутат Госдумы

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня