Абхазские власти и российские туроператоры констатируют: спасти курортный сезон в «Стране души» практически не удалось. Российско-абхазская граница была открыта первого августа после трехмесячного карантина.
В первые сутки через пограничный пункт «Псоу» в Абхазию въехало рекордное за всю новейшую историю число туристов — почти 8 тысяч. Еще несколько недель ажиотаж держался, но затем турпоток резко пошел на спад.
Вместе с тем, сразу после открытия границы санитарные власти Абхазии констатировали резкий рост числа заболевших. Хотя, по официальным данным, первый коронавирусный больной среди туристов был выявлен лишь 8 августа.
Пациента не стали госпитализировать в Гудаутскую ЦРБ, где развернут республиканский ковидарий, а сразу эвакуировали в Краснодар. К настоящему времени, опять-таки по официальным данным, среди российских туристов в Абхазии выявлено лишь семеро заболевших ковидом. Об этом заявил министр здравоохранения республики Тамаз Цахнакия.
Впрочем, осенью, когда в Абхазии начинается пляжный сезон, в республике может отмечаться новый поток российских туристов. По крайней мере, по подсчетам агентства Travelata.ru, объем бронирований на осенний период в страну вырос по отношению к показателям 2019 года почти в полтора раза.
Вместе с тем, на абхазский рынок давит и Турция, которая открылась почти синхронно со «Страной души». Причем в обоих государствах отельеры, столкнувшись с небывалым кризисом и вызовом фактического выживания отрасли, отказались от взвинчивая цен.
Слухи о закрытии границы не подтверждают, но и не опровергают
Несмотря на сдержанный оптимизм в отрасли, уже в октябре российские туристы могут столкнуться в Абхазии с новыми противоэпидемическими ограничениями. Президент страны Аслан Бжания озвучил их на заседании Координационного штаба по защите населения от коронавирусной инфекции 15 сентября.
Будет полностью запрещено проведение любых массовых мероприятий в помещениях — спортивных, развлекательных, зрелищных, выставочных. Правда, есть одно послабление (сделанное, похоже, именно для туристов): в учреждениях культуры мероприятия все же проводить можно, но при условии ограниченной посещаемости и масочного режима. Речь идет о театрах, музеях, культурных центрах, домах культуры, концертных и выставочных залах.
Также Бжания распорядился запретить проведение в Абхазии траурных мероприятий и свадебных торжеств — они также подпадают под категорию «массовых мероприятий». Все ограничения начнут действовать, однако, лишь 5 октября — после того, как Абхазия отметит День победы и независимости.
Сами абхазы уверены, что это только первая ласточка, а после того, как закончится курортный сезон и из республики разъедутся последние российские туристы, будут введены еще более строгие запреты. Вплоть до повторного закрытия границ.
Правда, власти пока что на циркулирующие в обществе слухи никак не реагируют — не подтверждают, но и не опровергают. Видимо, потому, что ситуация меняется слишком стремительно.
Коронавирус завезли не туристы, а сами абхазы
В беседе со «Свободной прессой» координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН, Заслуженный деятель науки Республики Абхазия Александр Скаков рассказал о том, что ждет республику в случае дальнейшего ухудшения эпидемической ситуации.
— В Абхазии идет рост заболеваемости коронавирусом, причем не за счет туристов (за более чем полтора месяца только несколько заболевших отдыхающих), а за счет местного населения, — говорит Скаков. — Начался этот рост еще до открытия 1 августа границы с Россией, 22 июля, в связи с тем, что гражданам Абхазии «в порядке исключения» разрешался однодневный выезд в Сочи. Вот они и завезли инфекцию.
«СП»: — Сразу после открытия границ санврачи начали бить тревогу: мол, даже мест в ковидарии не хватит. Действительно все так плохо?
— Да, пошло по нарастающей. К примеру, 30 июля было 10 новых случаев, 14 июля — 26 случая, 3 сентября — 42 случая, а 19 сентября — 53 случая. Общее число выявленных заболевших в Абхазии — под 900 человек, что для маленькой республики очень много!
Собственных ресурсов Абхазии для противодействия вирусу уже не хватает, а местное население не имеет традиции предохранения своего здоровья.
«СП»: — А как же новые ограничения, которые вводит Бжания?
— Вводимые ограничения, на мой взгляд, не жесткие. Они касаются только проведения массовых мероприятий и работы магазинов и предприятий питания. И главное, что нет механизмов контроля. Вопрос в том, кто будет следить за реализацией этих ограничений. Этого в распоряжении не прописано. И я боюсь, следить не будет никто.
В принципе, начать тут следовало бы с руководства и чиновничества, а также правоохранителей и силовиков. В стране практически никто не носит маски!
«СП»: — Любопытно, а как ситуация с коронавирусом повлияет на рейтинг президента, которого критиковали уже за открытие границы с Россией?
— Думаю, пока никак не повлияет. А загадывать очень далеко, знаете, в нынешней ситуации сложно…