Туристический бизнес России переживает тяжелейшие времена в своей короткой истории. По итогам 2020 года внутренний турпоток в стране сократился на 40%, выездной — почти на 80% (да, это включая первый квартал, когда о пандемии еще не слышали, и никаких ограничений не действовало). Падение въездного турпотока в страну оказалось и вовсе близким к 95%.
Регионы, которые считались самыми популярными у туристов, отчитались о колоссальных потерях: скажем, в Санкт-Петербург приехало в пять раз меньше туристов, чем в 2019 году, в Ставропольский край — в три раза, в Краснодарский край — на треть, в Крым — почти на 20% меньше.
Даже на новогодние праздники, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), количество российских туристов за рубежом сократилось в пять раз. Главная причина — это ограничение предложения. Ведь реально отправиться можно было только в пять стран: Турцию, Танзанию, Мальдивы, Кубу и ОАЭ.
«Свободная пресса» обсудила перспективы российского туристического рынка с отраслевыми экспертами. Прогнозы — крайне неутешительные.
— Российские туристы, лишённые зимних поездок в Европу и тёплую Азию, в этом году оставили свои деньги в стране, и средний экономический эффект от этого мог бы составить совокупно с лета порядка 200 млрд. руб. Но такая подпитка вряд ли сможет стать ежегодной: небольшая часть людей привыкнет и вернётся на российские курорты ещё не раз, но большинство воспользуется первой же возможностью для долгожданной поездки за рубеж, как только границы откроются, — рассказывает шеф-аналитик финансовой компании «ТелеТрейд» Пётр Пушкарёв.
«СП»: — Но говорят, что 200 млрд. в стране остались.
— Сумма не такая уж огромная в масштабах России, где только накопления на депозитах граждан составляют около 30 трлн. руб., а уровень годового ВВП у нас превышает 100 трлн. рублей даже в кризисный год.
Так что я бы не назвал эту «туристическую прибавку» таким уж важным драйвером экономического роста в целом для России. Если говорить о питании и ежедневных нуждах, то большинство семей просто не потратили эти деньги в своём родном регионе, а сделали примерно то же самое на курорте в другой части страны.
«СП»: — Тем не менее, эти 200 миллиардов вернутся в инвестиционный цикл.
— Вряд ли. Прибыли получила, в основном, всё-таки узкая прослойка бизнесменов, которые потом понесли часть этих денег в другие сферы экономики. Причём далеко не все эти деньги осядут в конечном итоге снова в России.
Возврата большей части этих средств обратно в инвестиционный цикл ждать не приходится до тех пор, пока такие вложения не обещают дать быстрого экономического эффекта. А для этого нужны уже совсем другие драйверы, которые могли бы в будущем сработать на равномерный, да желательно ещё и относительно стабильный рост доходов действительно широких слоёв населения.
Только это и способно разогреть, как следует, нормальный потребительский спрос. Без потребительского спроса не сработают планы развития даже на самую близкую перспективу в предпринимательской среде.
«СП»: — А что, на ваш взгляд, должно делать государство, чтобы стимулировать отраслевой рост?
— Чтобы субсидировать малый и средний бизнес, необходимо рукой обильно одаривать венчурными инвестициями перспективные стартапы, а другой — возвращать в долевой форме беспроцентные субсидии уже действующим малым предприятиям часть ранее уплаченных ими в казну налогов, с которыми эта казна всё равно уже не знает толком, что ей делать.
Турбизнес этим деньгам применение, безусловно, найдёт, возрождаясь и выстраиваясь после кризиса заново. Либо, выйдя на прибыль, расплатится с государством сполна в оговоренные сроки 3−5 лет, в дальнейшем и пополняя налоговую базу, и платя достойные зарплаты своим сотрудникам, наращивая рабочие места. Либо, в остальных случаях, если в срок выйти на окупаемость такому бизнесу не удаётся, то государство останется на какое-то время соинвестором, фактически поддержав работой сотрудников таких компаний.
Основатель аудиторско-консалтинговой компании «2К» Тамара Касьянова полностью согласна с Пушкаревым.
— Увы, туризм вряд ли станет драйвером экономического роста. Казалось бы, из-за ограничений и практически «закрытых» возможностей для отдыха в привычных для россиян стран, можно было бы рассчитывать на рост внутреннего туризма, но не это вряд ли случится. И причин здесь несколько, — говорит Касьянова.
Это необходимость соблюдения санитарных норм, санитарные ограничения, действующие в регионах, ограничения в передвижении по стране и за ее пределами, ограничения по расселению в отелях и санаториях. Кроме того, относительно высокие цены и невысокий уровень сервиса. Все это в конечном итоге не позволяет рассчитывать на рост выручки в этом сегменте.
«СП»: — Неужели вы отказываете туристической отрасли даже в восстановительном росте?
— Безусловно, какой-то небольшой рост в этой сфере может быть. Однако без изменения ценовой политики и улучшению сервиса это будет только временная мера, до тех пор, пока люди ограничены в передвижении по миру. Как говорится: «На безрыбье и рак — рыба». Ну, сами посмотрите: стоимость авиабилетов растет, стоимость проживания в отелях и санаториях выше, чем в аналогичных за рубежом.