Турецкие власти, туристическая отрасль которой лишилась почти $1,5 млрд, заверяют своих отельеров и туроператоров, что скоро запрет на перелеты из России будет снят. Впрочем, к тому времени многие российские туристы уже выберут другие направления — как внутри России, так и в иных странах Ближнего Востока.
Кабмин Турции: «Никакой политики»
Власти Турции подсчитывают возможный финансовый ущерб от запрета на авиаперелеты из России. По словам турецкого министра культуры и туризма Мехмета Нури Эрсоя, из-за запрета в страну не смогут приехать порядка 500 тысяч человек. Вместе с тем, Ассоциация туроператоров России (АТОР) ранее заявляла о том, что на период, попавший под запрет (с 15 апреля до 1 июня) было продано 533 тысячи турпакетов.
Прямой ущерб российской туристической индустрии в АТОР оценили в $420 миллионов. Это стоимость купленных туров. При этом еще примерно на $100 млн было забронировано туров через третьи страны — российские туристы планировали въехать в Турцию через страны Карибского бассейна, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока.
Эрсой сумму прямых потерь для турецкой экономики не озвучил. Зато лоббисты интересов турецкой туриндустрии называют суммы значительно большие, чем АТОР. По словам руководителя президента Ассоциации отельеров Турции Мюберр Эресин,
запрет на перелеты затронет порядка 2 млн российских туристов, что приведет к потере $1,5 млрд.
Кроме того, Эресин опасается, что вслед за Россией могут запретить перелеты и другие страны. Это в случае, если российские власти действительно руководствовались только медицинскими, а не политическими мотивами.
По крайней мере, министр Эрсой заверил журналистов на брифинге, что искать политики в решении Москвы не стоит. Об этом же заявили турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавошоглу и министр здравоохранения Фахреддин Коджа. А что им еще остается?
Коджа заверил журналистов, что скоро запрет на перелеты будет снят. По его словам, он уже дважды провел переговоры со своим российским коллегой Михаилом Мурашко, который якобы заверил турецкую сторону, что в ближайшее время Россия направит делегацию для изучения реальной санитарно-эпидемиологической ситуации. Она посетит такие популярные туристические регионы, как Муглу, Анталия, Измир, Айдын.
«[Российская] делегация приедет для ознакомления с мерами и методами сертификации… Я могу сказать, что они проявят другой подход, когда увидят те меры, которые мы приняли, особенно в тех регионах, где развит туризм», — заявил министр здравоохранения Коджа, пытаясь поселить оптимизм в сердцах турецких отельеров.
Для них запрет на авиаперелеты стал сильнейшим ударом, вне зависимости от того, потеряла ли отрасль полмиллиона или 2 миллиона российских туристов. Прошлый год и так оказался для туриндустрии в Турции одним из самых провальных, и в этом власти надеялись на хоть какой-то восстановительный рост.
Египта еще три года ждать?
Турпоток из России готовятся перехватить в других ближневосточных странах. Так, власти Израиля намерены с 23 мая открыть границы страны для туристов с отрицательным ПЦР-тестом на коронавирус. Правда, пока лишь для организованных, а не индивидуальных. Правда, добраться напрямую из России в Израиль по-прежнему нельзя, летать придется, скажем, через Белоруссию.
Еще одна альтернатива — это Египет, где уже отмечается рекордный рост числа бронирований туров из России. Правда, долететь напрямую до красноморских курортов невозможно, добираться придется через Каир.
Стоит напомнить, что полеты на курорты Египта были приостановлены Россией после крушения российского самолета над Синайском полуостровом в ноябре 2015 года. Регулярные рейсы в Каир были возобновлены лишь в апреле 2018 года. В январе российский посол в Египте Георгий Борисенко заявлял, что чартерные полеты могут быть восстановлены.
Затем, уже 11 апреля в интервью египетской газете El Ahram министр иностранных дел России Сергей Лавров повторил почти те же слова: мол, в ближайшее время будут возобновлены чартерные рейсы между Россией и Шарм-эль-Шейхом и Хургадой.
Турецкие власти теперь опасаются, что и в их случае может повториться «египетский» сценарий. Российские делегации авиационных чиновников раз за разом посещают Египет, чтобы удостовериться в безопасности аэропортов, но реальных подвижек это с 2016 года не приносило. Быть может, и нынешние заверения министра Коджы — не более чем попытка успокоить турбизнес, хотя реальных предпосылок к возобновлению перелетов нет.
Жадность фраера сгубит
В привилегированной ситуации сейчас оказался российский турбизнес, лишившись реальных конкурентов. Отечественный турист теперь вынужденно перебронирует туры в Сочи, Крым, Абхазию…
Авиакомпания «Аэрофлот» уже объявила о том, что из-за резко возросшего спроса направляет дополнительные самолеты, которые ранее были задействованы на зарубежных перелетах, на «южное» направление.
Отельеры черноморского побережья, почуяв легкую и быструю прибыль, мгновенно взвинтили цены. Так, по оценкам «Тинькофф путешествия», уже нынешней весной (еще до введения запрета на перелеты в Турцию) стоимость бронирований в отелях Сочи выросла почти вдвое по сравнению с прошлым годом, а в Абхазии — почти на 80%.
И дополнительно к этому цены подскочили после объявления о «закрытии» Турции: так, в Крыму — пока что лишь на 10−15%, а в Сочи и других кубанских курортах — почти в полтора раза.
«Отели по сути ведут себя как московские таксисты, когда остановилось метро: пользуются ситуацией и задирают цены. У нас есть примеры, когда отель категории „две звезды“ выставляет за ночь 8 тысяч рублей. Это просто немыслимо!» — негодует гендиректор сети агентств «Розовый слон» Александр Мкртчян.
Правда, ведь всех денег не заработаешь. Напомним, что в 2019 году турецкие курорты посетили 6,9 млн россиян. Этот год вполне мог бы повторить рекорды. И вряд ли черноморские курорты принять всех желающих отдохнуть в Турции, которые привыкли к совершенно иным климатическим условиям. И к другому уровню сервиса за меньшие деньги.