Пандемия полностью изменила туристический рынок — не только в России, но и во всем мире. Люди все чаще ездят на отдых в поисках не экзотичных впечатлений, а с сугубо прагматичной целью — расслабиться после изнурительной и тяжелой работы или просто получить качественное лечение.
Уставших от жизни менеджеров отправят в «работпуск»
Каким будут очертания глобального туристического бизнеса через к началу 2025 года. На этот вопрос попытались отыскать ответ аналитики компании Technavio.
Они пришли к следующим выводам. Различные виды туризма будут расти различными среднегодовыми темпами: скажем, оздоровительный (веллнесс-туризм) и гастрономический — в среднем на 7% в год, приключенческий — почти на 9%, спортивный — на 13%, культурно-познавательный — на 16,5%, деловой (бизнес-туризм) — на 23%.
Аналитики Technavio отмечают, что такие высокие темпы роста бизнес-туризма связаны с растущей цифровизацией как в туристическом, так и в корпоративном секторах. Высокое проникновение интернета вещей стало стимулом и для путешественников, и для туроператоров. Еще одним драйвером рынка оказалась технология виртуальной реальности.
Появился даже такой термин как Bleisure (business + leisure, работа + отдых), или «работпуск». Это когда бизнесмен едет в деловую поездку, но ему предлагают увлекательный досуг развлекательные мероприятия для снятия стресса и повышения продуктивности. Появление Bleisure придало рынку позитивный импульс.
Быстрее же всего будет расти медицинский туризм — в среднем на 29%. Что объясняется вовсе не только потребностью в медицинской реабилитации после перенесенного ковида. По оценкам Technavio, больше всего будут востребованы косметическая хирургия (ее доля на рынке «медицинских» путешествий составит 18%) и кардиохирургия (15%). Также очень быстро будет расти медицинский туризм, связанный с лечением бесплодия.
Причина роста — еще и в крайней неравномерности распределения медицинских центров: большинство стран лишены доступа к качественной медпомощи. Почти треть рынка медицинского туризма, по оценкам Technavio, будет приходиться на Азиатско-Тихоокеанский регион.
Саморазвитие и роскошь не в тренде
Медленнее всего будет расти так называемый устойчивый туризм (sustainable tourism) — это относительно новое понятие, которое объединяет все виды не массового отдыха, когда отдыхающие едут в отдаленные места в поисках уникальных впечатлений и саморазвития. Но, видимо, в ковидную эпоху саморазвития людям будет не так уж и сильно не хватать: устойчивый туризм будет расти лишь на 5% в среднем в год.
Единственный крупный сегмент туристического бизнеса, который ждет деградация, — это люксовый (премиальный) туризм, который до 2025 года в среднем будет уменьшаться на 26%. Что касается лакшери-отдыха, то на него будут влиять две тенденции.
Одна — это желание обеспеченных людей получить уникальный опыт путешествий, побывать в экзотических местах, максимально расслабиться. Прорывом стали и технологические достижения: удобство поиска уникальных туристических предложений и бронирования, гибкие системы скидок, бесконтактная оплата всего, что только пожелается.
Но вот только всеми эти хай-тек-новинками будет сложно воспользоваться. Пандемия плюс геополитические потрясения (войны, теракты, особенно на Ближнем Востоке) ограничивают рост лакшери-рынка.
Американские пенсионеры грезят о Мальдивах, российские — о Сочи
Локомотивами отдельных туристических сегментов будут разные географические направления и рыночные модели, пришли к выводу в Technavio. Скажем, на 57% спортивный туризм будет связан с Европой, при этом на долю европейской дестинации в случае с культурно-познавательным туризмом будет приходиться уже лишь 37%, гастрономический занимает лишь 31%, а у лакшери-туризма — лишь 30%.
По мнению аналитиков, туристический рынок сейчас фрагментирован, как никогда, и степень фрагментации будет только увеличиваться. Эксперты считают, что конкуренты должны сосредоточиться на дифференциации своих продуктовых предложений, чтобы укрепить свои позиции на рынке.
Это заметно и по размерам разных рынков: скажем, потенциальный объем гастротуризма в Technavio оценивают всего в $32 млрд в 2024 году, рынка веллнесс-туризма — в $315 млн, при этом рынок приключенческого туризма не превысит $750 млрд, а спортивного туризма — $890 млрд. Зато суммарная стоимость бизнес-туризма составит чуть более $1 трлн, лакшери-отдыха — $1,2 трлн, а абсолютным «рекордсменом» окажется культурно-познавательный туризм с почти $3,8 трлн.
Эксперты ожидают, что очень быстро будет расти сегмент круизных и морских путешествий, на которые будут приходиться $115 млрд к началу 2025 года. Причем, что любопытно, во всем мире наибольший рост к круизам проявляют бэби-бумеры — то есть люди, родившиеся до 1964 года.
По российским меркам это пенсионеры, которые едва сводят концы с концами и вряд ли могут себе позволить что-то дороже речной прогулки по Волге или морской — у побережья Сочи. Какие уж тут Карибы или Малтдивы, о которых могут грезить американские или европейские одногодки российских пенсионеров?!!