Гостиницы, работающие по системе «всё включено», теперь вроде как обязаны наливать своим постояльцам спиртные напитки в неограниченном количестве. Данное правило введено на государственном уровне, всё типа серьёзно. Собственно, на добровольной основе это уже работает, правда, отнюдь не везде. Ряд отелей, в которых действует «all inclusive», намеренно не провоцируют пьянство среди своих гостей.
«Алкогольные напитки российского производства представлены в неограниченном количестве на „шведском столе“ на обед и ужин, а также в точке дополнительного питания: пиво — не менее одного вида, вино сухое / полусладкое красное / белое — не менее трех видов, крепкий алкоголь — не менее двух видов и коктейли на его основе», — говорится в утвержденном Росстандартом стандарте «Услуги средств размещения «все включено» и «ультра все включено».
Если заявлено «ультра всё включено», крепкого спиртного должно быть минимум пять видов, включая не менее одного привозного, и от семи коктейлей на основе данных напитков. Плюс иные требования, включая круглосуточный бар с означенным «горячительным» и игристое вино на завтраки. «Шампанское по утрам пьют только аристократы или дегенераты!» (© Лёлик, к/ф «Бриллиантовая рука»).
Сурово. Хорошо хоть на завтрак не заставляют выставлять бутылки водки и ящики пива, а ведь могли бы и это прописать. Данные нормы начнут действовать с 30 июня 2023 года. Почему не раньше, не с начала нынешнего туристического сезона — не очень понятно. Просто факт.
К бесплатной выпивке в турецких и египетских отелях с «all inclusive» мы все привыкли, правда, от страны и уровня гостиницы зависит очень многое. Например, можно ли вообще употреблять то, чем в неограниченных количествах потчуют дорогих гостей.
«В той египетской гостинице — вроде как всё круто, 5*, да и кормили на славу — все спиртные напитки, такое впечатление, были изготовлены на основе ацетона. И „водка“, и „виски“, и „джин“ и что-то там ещё. Всё, понятное дело, местного производства. Нюхнёшь бокал и аж слёзы из глаз. Пили это только англичане, мы потом с ними разговорились. Не бедные ребята, и виски там у них, на острове, по их словам, не кончился. Но завивали в себя эту гадость потому, что „оно уплОчено“. Английский, конечно, гораздо более бедный язык, чем русский, но смысл был именно такой», — рассказывает один российский турист.
Турецкими отельерами в своё время был принят некий «отраслевой стандарт» по «all inclusive» и «ultra all inclusive», он в целом выполняется. Но в зависимости от региона и отеля — точнее, жадности его хозяев — могут быть существенные нюансы. К примеру, в хороших гостиницах наливают знаменитую Yeni Raki, это там чуть ли не государственная марка. Во всяком случае национальная гордость — точно. Очень приятный напиток, качественный, но недешёвый. Пол-литра Yeni Raki там стоит около 300 лир, то есть 1200 рублей.
При этом есть марки и в разы дешевле, они тоже попадают в категорию «местных национальных напитков», и, если отель 5* их наливает, он ничего не нарушает. Но есть нюансы.
«Немцы или англичане выпьют всё, другие европейцы, в общем-то, тоже. Наши туристы гораздо более разборчивы. Им потом не лень писать пространные „отчёты“ на Tophotels и прочих сайтах, где означено, что наливали, когда открывался бар, когда он закрывался, и так далее. Если это „ultra all inclusive“, а в баре, к примеру, из виски только Grant’s, это обязательно с негодованием отметят. Дескать, деньги потрачены зря. Сами турки, которые уже давно активно пользуются своими же курортами, тоже не менее разборчивы. Алкоголь — это не так уж и просто», — объясняет работник турецкой гостиницы Константин.
Данный экскурс с зарубежный туристический бизнес отнюдь не случаен. Итак, предписано иметь водку и что-то ещё крепкое, то есть коньяк (бренди). Запиваться это будет пивом, этого добра в стране хватает, более чем. Дамам — красное или белое сухое вино. Плюс ещё полусладкое, тут уж какое повезёт. Вино, как несложно догадаться, будет «порошковое». Впрочем, в большинстве отелей Турции оно же. И ничего, все его активно лакают. Иностранцам всё равно, они пьют всё, что горит, но и наши не отстают — кривятся, но употребляют. Потому, что уплОчено!
Дешёвую водку и пиво отельеры найдут. «Вино» и «коньяк» тоже добудут. В курортных регионах всё это продаётся на каждом углу на розлив совершенно легально, есть и «бутлегерские» точки, которые тоже никто не гоняет. Иными словами, проблем нет. Это не вино и не коньяк, но «пипл хавает». Будут пить и в гостиницах.
С импортными напитками сложней. Сейчас они активно импортозамещаются, российская алкогольная индустрия тут демонстрирует отличные успехи.
Отечественная продукция уверенно выдавливает привозную, по итогам 2022 года объём импорта крепкого алкоголя в РФ снизился на 36%. Цены на привозное спиртное очень высокие, особенно это касается «раскрученных» марок, и что будут наливать в «russian ultra all inclusive» не очень понятно.
Впрочем, будут ли наливать вообще — тоже до конца не ясно. Юристы уже посмотрели отраслевые документы и нашли в них кучу изъянов.
«Требований об обязательном использовании ГОСТа нет. Не упоминаются стандарты и в „Правилах оказания гостиничных услуг“, которые утверждены постановлением правительства. ГОСТ „всё включено“ применяется для дополнительной идентификации отелей, применяющих такой режим услуг. Это не обязательный к применению документ», — утверждает основатель юридического агентства «Персона Грата» Геогий Мохов.
Получается, что российские чиновники в очередной раз выдали пшик, который поспешили разрекламировать. Документ Росстандарта ничего не значит, к исполнению он не обязателен, то есть поить постояльцев до потери пульса водкой с пивом никого не принуждают.
Гостиниц, которые работают по системе «всё включено», в России не так и много, в курортных регионах — совсем мало. Да, где-то уже наливают — как в Турции. Но где-то и не наливают, хотя могут. Например, в пансионатах, которые позиционируются как «семейные». Чтобы народ не напивался.
«Есть мнение, что разработка ГОСТов избыточна. Ведь само по себе создание стандарта вряд ли что-то изменит в туротрасли. А опытной управляющей компании такие установки не нужны — предприниматели ориентируются на свой опыт и потребности клиентов, которые они знают лучше разработчиков ГОСТов», — считает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов.
В чём-то он, наверное, прав, но точно не во всём. «Ordnung muss sein» (порядок должен быть — нем.). В самой Германии этот Ordnung давно отсутствует, но когда-то, действительно, он имелся. Если человек заплатил за «all inclusive» или «ultra all inclusive», то всё должно соответствовать. Российские «бизнесмены» и так славны своей любовью к обману клиентуры, посему давать им такие возможности на законодательном уровне просто нельзя.
Но вот дали. Стандарт вроде как есть, но де-факто его нет. Собственно, и де-юре, как было сказано выше, тоже нет. То есть можно творить всё, что угодно. Можно наливать, а можно и нет. Ordnung отсутствует. Хотя это неправильно.
Нужно дорабатывать правовую базу. Обделили вас халявной рюмкой в «all inclusive» — заявление в госорганы (с пониманием куда именно — отрасль, по сути, не регулируется!) и гостиницу штрафуют на крупную сумму. Обманщики быстро переведутся. И вместо «всё включено» будут писать, к примеру, «полный пансион». Пансион бесплатный алкоголь не предусматривает.