Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Путешествия / Туризм
30 ноября 12:59

Антарктическое жлобство: Что заставило русских туристов объявить голодовку посреди Южной Атлантики

Круизы в полярных водах сопровождаются рисками, главный из которых — недобросовестность организаторов

8040
На фото: туристы исследуют айсберги на зодиаке, Антарктида.
На фото: туристы исследуют айсберги на зодиаке, Антарктида. (Фото: Frans Lanting/TASS, архив)
Материал комментируют:

Не каждый турист доберется до Антарктиды — даже если очень хочется и на это потрачена кругленькая сумма. Так случилось нынче с группой путешественников, немалую часть которой составили граждане России и Китая.

Они вышли из Кейптауна и начали плавание с пересечения Южной Атлантики — посетили остров Тристан-да-Кунья, остров Южная Георгия, а уже оттуда путь лежал в самую интересную часть маршрута, к Антарктическому полуострову.

Там айсберги, там пингвины, там вся экзотика, из-за которой люди и отправились в круиз. Но оказалось все иначе.

Случилось это, как сообщается, из-за поломки двигателя лайнера SH DIANA, «самого современного в мире», если верить рекламным проспектам. Построено оно было в Хельсинки, ходит под флагом Панамы.

Читайте также
Под новостройками зашаталась земля Под новостройками зашаталась земля Квадратным метрам предписано дешеветь, господдержки строительной отрасли, похоже, не будет

Но после обнаружения неисправности одного из винтов, судно резко убавило ход и сократило количество высадок туристов на сушу — с 15 до 3, причем две уже к этому моменту состоялись. Пассажирам сообщили, что в Антарктику хваленый лайнер не пойдет. Как ожидается, в субботу, 30 ноября Diana пришвартуется в аргентинском порту Ушуайя, конечной точке маршрута.

Туристам обещают компенсацию в 50% от стоимости «урезанного» тура. Россияне не согласны, требуют возврат полной стоимости путевки и, как сообщается, даже объявили голодовку. Обошлась поездка в среднем 1,5 млн. рублей на человека. Не считая перелетов из РФ и обратно.

С точки зрения безопасности, капитан принял верное решение. И, надо полагать, с точки зрения коммерции тоже — на сайте круизной компании «Swan Hellenic» все предстоящие маршруты расписаны именно из Ушуайи, с возвращением туда же. Как раз в ту часть Антарктики, куда наши туристы не попали, маршрут в проливе Дрейка и вокруг Антарктического полуострова.

И если вопреки всему данный рейс был бы доведен до конца и пришел с опозданием, поломался бы весь годовой график круизов, компания попала бы на серьезные деньги. Так что надо отдать должное — требования наших туристов вполне резонны и круизная компания вполне могла бы удовлетворить их требования — так, как правило, и поступают организаторы, если ключевая часть программы не исполнена. Но — это наше мнение, а там пусть решают суды и морские власти.

История печальная, но далеко не первая в своем роде. Случается подобное с завидной периодичностью. На разных туристических направлениях и не только с российскими любителями экзотики.

Визит как на Южный, так и на Северный полюса, несмотря на достижения цивилизации, остается непростым и небезопасным. Особенно если не знаешь особенностей тех мест, толком к ним не подготовился. Ведь чем туроператоры завлекают обычно потенциальных клиентов? Красотами или экзотикой мест. Комфортными условиями пути. Замечательным гидом. Заслушаешься, и цена уже не имеет значения.

— Значение имеет продуманная подготовка к вояжу в те экстремальные места. Это важно, даже если добираться до них на современных комфортабельных судах, — уверен Игорь Ашик, заместитель директор Арктического и Антарктического института РАН по научной работе. — В нашей стране экскурсии к Северному полюсу осуществляет ледокол «Ямал». Он возит туристов за крупное вознаграждение. О каких-либо других официальных турах мне неизвестно. Возможно, кто-то проводит их по частной инициативе. Что явно незаконно.

«СП»: А спрос большой на экскурсии к полюсам Земли?

 — Раз есть предложения, и численность их растет, стало быть, и спрос имеется. Но нужно при этом помнить, что кроме сложных климатических условий на Северном полюсе проходит наша государственная граница. Поэтому визит туда неорганизованных туристов сильно усложнён. Самодеятельные группы вообще вряд ли можно назвать туристическими.

«СП»: Для их участников это, видимо, что-то вроде самоутверждения…

 — Именно! Отправляются туда даже на яхтах, ходят вокруг Новой Земли. Мерзнут, одетые не по климату, голодают, не рассчитав запас продуктов. Без необходимого гидрометеорологического и медицинского обеспечения. Чуть не гибнут потом! Мне приходилось сталкиваться с такими туристами.

Отправляясь в Арктику, они листают сайты в интернете, чтобы узнать, какая ожидается погода, куда лёд дрейфует. И — вперед! А потом начинаются вопли: помогите, спасите! Данные-то на сайтах не детализированные. Что называется, в общем и целом.

На частные туры обязательно нужно получать лицензии. Даже если маршрут короткий. Скажем, в пределах Белого моря или Баренцева у берегов Мурманска.

«СП»: Чем отличаются путешествия в Арктику и Антарктику, кроме, понятно, расстояния?

 — Различия серьезные. В Антарктиду туристы отправляются, как правило, в летний период, когда благоприятные погодные условия — в южном полушарии это как раз разгар нашей зимы. В морях, окружающих шестой континент, льда нет вообще или его сравнительно немного. Поэтому и судов с экскурсантами в избытке. Даже не очень серьезного класса. А в Арктике лед круглый год!

«СП»: Как считаете, цены на такие поездки — они начинаются с суммы в 20 тысяч долларов — адекватные?

 — Скорее разумные, учитывая подготовку к рейсу и сам рейс.

Продолжает тему Виктор Боярский, участник антарктических экспедиций, почётный полярник России, кандидат наук, действительный член Национальной академии туризма и Международной академии холода.

«СП»: Ваш путь на полюс, Виктор, начался в 1973 году в составе 19-й советской антарктической экспедиции. А первый туристический рейс?

 — На Северный полюс — в 1990-м году. Это была своего рода сенсация. Считалось, что он доступен только ученым. Чисто организационно и технически был труднодоступен.

Читайте также
Наперегонки с Усейном Болтом: в Китае сконструировали самого быстроногого робота Наперегонки с Усейном Болтом: в Китае сконструировали самого быстроногого робота Star1 развивает скорость до 3,6 метра в секунду и намного выносливее любого спортсмена

Через год появились коммерческие рейсы и в Антарктиду. Сейчас многие страны предлагают туры. В год — десятки круизных рейсов.

«СП»: Куда желающих больше: в Антарктиду или в Арктику?

 — Смотря, что подразумевать под Арктикой. Если Северный полюс, то там народа поменьше, 200−300 за год. Это любители лыжных походов. На ледоколах обычные, скажем так, туристы. По 120 человек за рейс. Рейсов в сезон обычно несколько. Это если не считать Мурманск, а он ведь тоже Арктика! Туда, что ни год, приезжают тысячи туристов. Да, сезон в тех местах короткий — с месяц, что тоже сказывается на численности экскурсантов. На Южном полюсе он целых три месяца.

«СП»: Говорите «обычные туристы». То есть, люди, неподготовленные к суровым условиям?

— Если они прибывают в Арктику или Антарктику на современных лайнерах, то какой-то специальной подготовки не требуется. Это не Эверест, где без специальных тренировок не обойтись. Приезжают на полюс, участвуют в небольшом увеселительном мероприятии, и — обратно. Каких-нибудь 30−35 тысяч долларов турист заплатил, и счастлив.

В Антарктиде тур может обойтись в более скромную сумму, примерно в 7−10 тысяч долларов. Это если просто объехать на кораблике Антарктический полуостров.

«СП»: И никаких проблем, рисков?

— Ну, если ворон не ловить, то без проблем в принципе можно обойтись. Разве что руки отморозить, если визит пришелся на весну. А так ведь каждый шаг обычно под контролем опытных специалистов. Как показывает статистика, в горах больше риска — дефицит воздуха, ущелья, и т. д.

А риски? Только один — потерять деньги из-за не понравившейся организации, например, или чего-то другого. Хотя платит же каждый сознательно, подписываясь на коммерческий рейс. Стало быть, ко всему должен быть готов.

Последние новости
Цитаты
Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Владимир Сапунов

Военно-политический эксперт

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня