Столица в период новогодних праздников стала самым популярным внутренним туристическим направлением. Об это недавно сообщили в информационном центре правительства Москвы. При этом число туристических поездок, в том числе и за границу, выросло на 10−15% к аналогичному периоду 2024 года.
Наиболее популярным направлением в организованном туризме россиян стал Египет, а ОАЭ, Китай и Таиланд забрали 40% от выездного потока в страны дальнего зарубежья. Однако цены «за бугор» существенно выросли.
Средняя стоимость проданного тура подросла на 22,1% год к году, до 231,7 тыс. руб. Одна ночь в зарубежном отеле во время каникул подорожала на 10%, до 13,8 тыс. руб.
«СП» обратилась к специалистам, чтобы проанализировать основные тенденции российского туризма за последний месяц-два и перспективы этой отрасли.
Доктор исторических наук, профессор, независимый эксперт по туризму Александр Федулин подчеркнул, что помимо Москвы из внутренних направлений большим спросом этой зимой пользовались Санкт-Петербург, Сочи, Иркутск, Минеральные Воды, Екатеринбург, Новосибирск и Калининград.
— По предварительным данным, наиболее популярными зарубежными направлениями были ОАЭ, Таиланд, Индия, Турция, Вьетнам, Узбекистан, Азербайджан, Китай. При этом, 75% бронирований на авиаперелеты составляли внутренние поездки, то есть внутренний туризм в очередной раз стал более востребован.
«СП»: Наблюдается ли сейчас проблема, когда стоимость поездок и проживания в ряде российских регионов может быть выше, чем полеты и проживание в туристических странах, вроде Турции и ОАЭ?
— В некоторых российских городах, действительно, цена на отдых в минувшие новогодние праздники была выше, чем по некоторым зарубежным направлениям.
Такую ситуацию можно объяснить повышенным спросом и недостатком количества отелей на этих направлениях. Ценовая политика гостиниц формируется на основе многих факторов и не всегда, к сожалению, отличается умеренностью.
«СП»: Российский союз туриндустрии (РСТ) еще в октябре предлагал ввести единый туристический сбор в государственный внебюджетный фонд с каждого выездного турпродукта. По задумке это должно стать аналогом экспортной пошлины и такой метод будет направлен на поддержку внутреннего туризма. Есть ли смысл в введении такого туристического сбора?
— Такое предложение сейчас активно обсуждается представителями туристического бизнеса и общественными организациями.
По мнению многих экспертов, такая модель действительно может сделать более эффективной систему защиты прав туристов в случае банкротств туроператоров, работающих в выездном сегменте, а также позволит дополнительно финансировать отдельные направления работы отрасли.
«СП»: Как следует развивать внутренний туризм в России в целом? Эффективно ли работает курортный сбор?
— Эффективность курортного сбора положительно оценена многими субъектами, участвовавшими в этом проекте. В частности, Ставропольский край средства курортного сбора успешно использует уже не один год на обустройство курортных территорий кавказских Минеральных Вод.
А в Крыму решение о введении курортного сбора так и не было принято властями ввиду многих, в том числе рыночных причин, а также в целях сохранения привлекательной ценовой политики.
Основные направления развития туризма на ближайшие годы определены в новом национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства», — это развитие крупных круглогодичных морских курортов, другой туристической и обеспечивающей инфраструктуры, повышение туристической привлекательности страны, подготовка кадров для туризма, развитие производства отечественной продукции для туризма.
На решении этих задач и будет направлена работа нашей туристической отрасли в ближайшие 5 лет.
Вице-президент РСТ Георгий Мохов подтвердил, что на новогодние праздники наблюдалась максимальная туристическая загрузка.
— Это в принципе ожидалось, из года в год так происходит. Туристический поток на Новый год вырос в Краснодарском крае. Все горнолыжные курорты были хорошо загружены, в том числе «Шерегеш» (находится в Кемеровской области у подножия горы Зеленая) и «Роза Хутор» (Адлерский район Сочи). Новогодние праздники в принципе показали высокий прирост как по зарубежному выезду, так и по внутрироссийскому.
Что касается вероятности проявления более высоких цен на апартаменты внутри России в сравнении с апартаментами в той же Турции, можно подчеркнуть, что в данном случае обобщенные показатели не дают правильную картину.
Проживание в российских СПА-отелях и санаториях может быть дороже, чем в каких-нибудь турецких, но это происходит в том числе за счет более высокого уровня обслуживания. Всегда надо сравнивать отели по четким категориям, объему предоставляемых услуг и уровню сервиса.
«СП»: Но в целом цены на проживание в российских отелях выросли?
— Да, и это связано со многими объективными факторами — рост стоимости коммунальных услуг, кадастровых отчислений, налогов, зарплат.
Растут и цены на множество разных необходимых для гостиниц инструментов, в том числе и на сантехнику.
Странно было бы ожидать, что при всеобъемлющем росте цен на любые поставки стоимость каких-то услуг уменьшалась бы. К сожалению, можно рассчитывать только на динамическое ценообразование, которое позволит в определенной степени сбалансировать цены, по крайней мере для межсезонья и экономичных объектов.
«СП»: Как динамическое ценообразование выражено в туристической отрасли?
— Примерно так же, как и в воздушных перевозках. В его рамках свободные номера продаются по минимальной стоимости, когда нет полной загрузки, но стоимость растет при пике спроса.
Главный инструмент, который позволяет снизить цену — это увеличение объема номерного фонда за счет увеличения предложения потребителям. Это законы экономики, ничего с этим не сделаешь. На прирост номерного фонда направлен федеральный проект «Создание номерного фонда, инфраструктуры и точек притяжения» в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Мы не можем за 1−2 месяца нарастить число номеров, но за несколько последних лет наблюдается отчетливая тенденция по их увеличению. Особенно ярко это проявляется там (в Алтайском крае, Мурманской области, на Камчатке и Сахалине), где раньше в принципе не было активного развития туристической инфраструктуры, не строились новые гостиницы и другие объекты размещения.
Есть прицел и на модульные гостиницы, другие быстро возводимые конструкции, сейчас активно развиваются кемпинг и глэмпинг. В свою очередь для снижения дефицита мест на основных туристических направлениях — морских курортах — есть отдельный федеральный проект «Пять морей и озеро Байкал», в рамках которого разрабатываются планы по строительству больших туристических проектов, включая «Новую Анапу».