
Летний поток иностранных туристов в Россию оказался ниже ожиданий отечественного турбизнеса, его темпы роста оказались в четыре раза ниже относительно весны.
Количество бронирований иностранцами туристических мест в РФ выросло только на 10% по сравнению с предыдущим годом, свидетельствуют данные сервиса «Островок». При этом еще в мае прирост 2024-му году составлял 40%. Летний сезон явно не оправдал надежд, поскольку спрос не увеличился. А по некоторым направлениям даже упал.
В то же время численность интуристов в России в январе-июле 2025-го упала на 10% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, сообщил вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Сергей Ромашкин. При этом в мае прогнозировалось увеличение въездного потока на 25%.
Изменение ситуации в АТОР связывают с политическими факторами — в апреле-мае на турпоток повлиял конфликт между Индией и Пакистаном, а в июне — ирано-израильское противостояние.
Сыграли свою негативную роль и участившиеся сбои в работе российских аэропортов — отмены и переносы авиарейсов, что сказывается на частоте поездок.
Наряду с этим для туристов, путешествующих группами, оказалось чувствительным укрепление рубля — путешествия становятся дороже. Скажем, на проживание в Москве в летний сезон иностранцы расходуют в среднем 13,2 тыс. рублей за ночь, что на 2% выше прошлогоднего показателя, отмечают в «Островке».
Что касается иностранных гостей, то больше всего их приезжает из Китая — 46,7% от общего числа в январе-марте 2025 года, свидетельствуют данные Погранслужбы ФСБ. В тройке лидеров также туристы из Турции (5,7%) и Саудовской Аравии (4,3%).
Кстати, популярность европейской части РФ у китайских туристов за год значительно снизилась — с 54,8% до 30,9%.
Из регионов больше всего популярны Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край, Приморский край, Мурманская область, Свердловская область, Татарстан, Новосибирская и Нижегородская области.
Турагент Екатерина Хорошилова предполагает, что на иностранных туристов, как, впрочем, на россиян, путешествующих по стране, большое влияние оказывает ситуация в аэропортах.
— Люди весьма чувствительно воспринимают отмены, переносы рейсов. Важную роль играет также информационный фон вокруг этих событий. Как известно, наши СМИ довольно активно освещают, если какой-то аэропорт задерживает или отменяет рейсы, а самолет приземлился не в том населенном пункте, где планировал.
Могу точно сказать, что нынешним летом наблюдается бум отмены и переносов рейсов. Все это влияет на людей, бронирующих билеты для турпоездки. Часть из них просто отказывается куда-то отправляться, предпочитает отдыхать дома.
Руководитель Центра компетенций и развития въездного туризма при Российском союзе туриндустрии Инна Глушкова отмечает, что при анализе въездного турпотока крайне важно обращение со статистическими данными.
— Потому что прирост на 40% в мае текущего года по сравнению с предыдущим может быть связан с тем, что год назад туристов было не так много.
«СП»: Аналитики отмечают, что прирост туристов из Китая слабоват. Раньше в центре Москвы или Питера китайская речь звучала вряд ли реже, чем русская…
— Это может быть связано с тем, что китайский рынок переживал период постепенного восстановления после ковида, и весной туристы оттуда еще не ехали столь активно. В нынешнем году китайский рынок уже подходит к допандемийному уровню по восстановлению, соответственно, турпотоки распределяются по различным направлениям.
«СП»: Что можно сказать о беспокойстве туроператоров снижением количества интуристов?
— Нужно учитывать, что с прошлого года, да и вообще после пандемии, стало гораздо больше самостоятельных туристов, их процентное соотношение составляет 45% при 55% групповых. Возможно, в ближайшее время эти показатели сравняются.
Самостоятельный турист идет другим путем — он, возможно, вообще не попадает в статистику туроператоров, поскольку бронирует самостоятельно себе перелет, отель. Не исключено, что такие путешественники бронируют себе квартиры, апартаменты, которые находятся в «серой зоне» статистики по туристам.
«СП»: Насколько ближневосточные конфликты повлияли на турпоток из-за рубежа?
— Геополитическая обстановка, конечно, повлияла на поток из Ирана, оттуда люди больше приезжали в Москву и Санкт-Петербург, планировался запуск прямого рейса в Казань, однако из-за внешних причин он не состоялся. Эти сложности также ощутили на себе в прежде всего туроператоры.
Но в целом приграничные регионы фиксируют очень хорошее увеличение въездного турпотока в этом году, поскольку на них менее сказываются сложности, возникающие в работе российских аэропортов. А туроператоры, работающие в Москве и Санкт-Петербурге далеко не всегда в курсе, что происходит с въездным турпотоком в приграничье.
«СП»: Как можно привлечь иностранных туристов в Россию в наше время? Какие проблемы в этом плане существуют?
— Большую роль играет фактор отсутствия информации о России, нашем турпродукте и возможностях комфортного отдыха для туристов. Поступление такой информации действительно на данный момент за рубеж пока весьма ограничено. Здесь нужно работать не только над продвижением в социальных сетях, работать с блогерами и на деловых выставках, но требуется более широкое продвижение, нужно развенчивать некоторые существующие стереотипы.
«СП»: Например?
— Скажем, представители Индии были удивлены, что у нас немало заведений вегетарианской кухни, для них это очень важно. У жителей стран арабского Востока практически нет информации, что у нас безопасно путешествовать лицам, исповедующим ислам, что в России нет каких-то религиозных предрассудков, у нас многонациональное государство, где много людей, исповедующих ислам, соответственно, можно чувствовать себя безопасно и комфортно.
В общем, в плане продвижения своей страны на мировом туристическом рынке мы пока делаем явно недостаточно. Чтобы въездной турпоток показал рост, нужны благоприятный информационный фон, активное продвижение, активная работа с целевыми странами и прочие инструменты его стимулирования.