
Корреспондент «СП» побродил сегодня по Чистым прудам и пообщался с народными массами, участвующими в многодневных «гуляниях». Попадались там и те, кто «гуляет» аж с 7 мая. Расклад участников примерно таков: в основном, молодёжь — оптимистичная, задорная и дисциплинированная. По роду занятий и по профессиям это — школьники, студенты, молодые преподаватели, повар, продавец, бывший бармен, несколько безработных, инженер, один замдиректора, психолог, физик-ядерщик и по совместительству актёр, безработная актриса, педагог по сцене речи, студент-режиссёр, многодетный хиппи и по статусу московский интеллигент, пенсионеры — бывший географ, экономист, соцработник. Москвичи были из районов: ВДНХ, Южное Бутово, Тушино, Октябрьское Поле, Аэропорт, Красные ворота, Дорогомилово, Можайка, Жулебино и из Северного Округа. Приезжие из городов: Мурманск, Тамбов, Брянск, Краснодар, Самара, Нижний Новгород, Уфа, Челябинск, Астрахань и Ставрополь.
В разговоре принял участие 21 человек. Вот некоторые фрагменты:
Аня, безработная актриса, мужа нет, ребёнку 2,5 года.
— Я хожу с 9 числа, в основном, набежками — ребёнок маленький. Здесь не ночевала, тут здорово, самоорганизация на высшем уровне, все доброжелательные, и мама моя здесь, недавно подъехала — сейчас там договаривается устроить какие-то чтения (она педагог по сцене речи).
Екатерина, учится на культуролога, работает в лектории Политехнического музея.
— Сейчас здесь посижу, пойду на работу, ОМОНа не боюсь. Ходила на митинги в декабре. Родители относятся спокойно, не отговаривают.
Кучка молодёжи на траве, познакомились недавно. Здесь и москвичи, и приезжие. Молодой человек, преподаватель предмета «Право европейского союза»:
— Их право кардинально отличается от нашего, у них есть право иметь хорошее управление, кодекс административной этики
Молодой человек из Брянска, но учится в Москве.
— Долго ли? Да пока тепло, наверное. Здесь хорошо, весело, хоть до ноября. Если разрешат палатки, можно и круглогодично, туалеты вон за спиной…
Отец 4-х детей, по виду хиппи, пришёл с рюкзаком и ковриком. Расстёгивает рюкзак.
— Я вот тоже книги принёс, потому что во всём должна быть альтернатива. Тут и по психологии, и про ЭКО-жизнь и статья «Что такое демократия?», сборник классических басен. Сколько будет продолжаться — дай Бог, долго, пока не будет так везде. Кем работаю? Московским интеллигентом. Работа заключается в том, чтобы нести свой крест, страдать, быть непонятым, служить искусству, презирать всё материальное. Чем всё закончится? По одной из версий, наступит царство Божие на Земле.
Две пожилые женщины на лавочке, Валентина Михайловна и Лидия Михайловна. Живут в районе Красных ворот.
— Мы в курсе всех здешних дел, сейчас народу не так много, к вечеру побольше будет. Я 6-го была, и как-то грустно стало после этой облавы… Рада, что молодые люди активные, невзирая на всё, идут на это. Слышала сегодня по «Эху», что, якобы, готовится указ, чтоб за подобные несанкционированные шествия штрафовать на полтора миллиона рублей. Очень жаль, что сейчас нет Навального, Удальцова… Они, конечно, молодцы! Собчак должна сегодня приехать и вести на «Дождь» передачу. Не хотелось бы, чтобы её в автозаки сажали.
Молодой человек из Ставрополя. В парке с 7-го числа. На его руках, видимо, чёрным маркером, две надписи. На одной — «За свободную Россию!», на другой «Без Путина!». При нём рация и повязка дружинника.
— Патрулируем, чтобы не распивали спиртные напитки, пресекаем нарушения, отлавливаем провокаторов… Мы их не бьём, а сдаём в правоохранительные органы.
Владимир Фёдоров, физик-ядерщик-актёр. Невысокого роста. (Обращаясь к дружиннику):
— Вот вы хотите перемен, а вы начните с себя — бросьте курить… Я только пришёл, мне давно уже ясно, что так жить нельзя. Мы были на Болотной и видели всю дикость расправы над мирными демонстрантами, весь этот спектакль. Это даже меня, карлика, унижает — куда уж дальше! Унижает ложь, что движемся не туда. В 91-м я был у Белого дома, я был там самым маленьким защитником и чувствовал себя счастливым человеком, но надежды не сбылись…
Андрей Токарь, безработный, бывший бармен. Здесь с 7-го числа. Тоже с рацией и повязкой дружинника.
— Позапрошлой ночью пришли люди, одетые в ростовые куклы свиней, пытались затеять тут драку и споры. Мы их блокировали и отвели в полицию, мы успешно сотрудничаем с ОМОНом — уже полтора дня нас никто не дёргает, но если что — мы к столкновению готовы. Но мы же ничего не нарушаем, ночью нет шума. Я здесь человек известный, хотя, сам из простого народа…
Екатерина, школьница с бананом, с ней Никита-повар и подруга Даша.
— Живём тут рядом, на улице Машкова. Просто погулять пришли, мы сюда часто ходим. Сейчас весело, хоть компания какая-то! ОМОНа не боимся.
Сергей Гуляев, мужчина в тёмных очках, безработный инженер, Москва.
— 6-го меня ОМОН бил, в лодыжке трещина — ботинком дали. Сначала забрали в ОВД, а как увидели, что у меня с ногой, тут же отвезли в травмпункт, а сами исчезли. Врачи сказали, трещина небольшая, можно без гипса — эластичный бинт и мазь. Я оказался лежащим на асфальте, у Каменного моста, в том месте, где полиция била беременную женщину… Пока она лежала, её стукнули один раз дубинкой, а уже когда тащили к автозаку, три раза по животу, но в автозак сажать не стали. Чем и когда это закончится? До конца лета точно будет, если власть будет продолжать игнорировать протесты. Потом могут начаться провокации, кровопролития, и до гражданской войны недалеко, хотя, хаоса никто не хочет.
Леонид, учится на режиссёра, живёт в Южном Бутово.
— Тут местные должностные лица пытались у нас туалеты отнять, типа, они тут стоять не должны, от них плохой запах, жильцы жалуются… А мы собирали деньги, чтобы эти 3 кабинки арендовать, стоят 15 тысяч рублей на месяц. Пришлось звонить депутату Илье Пономарёву. Он приехал и всё уладил. Долго ли тут будем? Сколько нужно! Пока власть не перестанет врать, воровать и беспредельничать!
Полностью беседу нашего корреспондента с участниками «народных гуляний» смотрите на сайте «СП».