Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Долететь до парада: «Соколы Путина» прошли над Красной площадью на грани фола

При такой нижней кромке облаков, как 9 мая в Москве, могли совершить групповой пролёт только русские асы

8183
На фото: штурмовики Су-25БМ во время воздушной части парада, посвященного 76-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
На фото: штурмовики Су-25БМ во время воздушной части парада, посвященного 76-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. (Фото: Антон Новодережкин/ТАСС)
Материал комментируют:

Ещё в 9 часов утра 9 мая 2021 года было неясно, состоится ли воздушная часть парада Победы над Москвой — погода явно не шептала, за окном сплошная хмарь. Вглядывающиеся в небо метеорологи с благополучными прогнозами не спешили, а накануне пресс-секретарь президента Дмитрий Песков допустил, что в случае плохой погоды самолёты над Красной площадью могут и не пролететь. Нужна была видимость как минимум 400 метров по нижней границе облаков на 4 километра по дальности видимости.

Министр обороны Сергей Шойгу ещё крестился, выезжая из ворот Спасской башни Кремля, президент Владимир Путин ещё заканчивал своё поздравление с76-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне, а окончательного решения о воздушном параде не было принято. Самолёты уже висели в воздушном коридоре, вертолёты молотили небо лопастями в ближнем Подмосковье, а команды не было.

Читайте также
Парад Победы: «убийственная красота» Путина в строю Парад Победы: «убийственная красота» Путина в строю Женщинам не место на войне, лишь в случае необходимости они готовы взять в руки оружие. А на военном смотре?

Нижняя кромка облаков едва не цепляла рубиновые звёзды и золочёные двуглавые орлы на башнях Кремля, поэтому дать команду на пролёт над Красной площадью никто не решался. Но что-то щёлкнуло — то ли Шойгу намолил, то ли Путин договорился с «небесной канцелярией» — с неба неожиданно дунуло, облачность поднялась до необходимого уровня. И авиация полетела!

Был ли в этом какой-то риск для зрителей парада? В боевых условиях метеоминимум для полётов авиации 250 на 2,5 километра, возможно, что и меньше. Однако речь шла о групповом пролёте, в котором к тому же были задействованы как и более тихоходные вертолёты, так и реактивные самолёты. Им нужно было выстроиться на подлёте к Красной площади в единый строй, выстроить боевой порядок, соблюдать заданную скорость. Это архисложная задача, на которую способны только российские пилоты. Плюс им природа подарила если не комфортные, то вполне приемлемые условия для пролёта — облака поднялись выше 800 метров, а видимость повысилась более чем на два километра. Парни летели, как на параде! И без всякого риска.

Здесь можно вспомнить, что в истории военных парадов в честь Дня Победы воздушная часть пролётов авиации над Москвой отменялась трижды. Во время парада Победителей 24 июня 1945 года, а также 9 мая 2017 года и 9 мая 2019-го. В первом случае из-за сильного ливня, в остальных из-за низкой облачности. Безопасность была на первом месте — тогда самолёты тоже кружили в готовности близ Москвы, но курс на Красную площадь для них так и не открыли, хотя и ожидали «окна», чтобы покрасоваться в небе. А вот в этом году повезло — и пилотам ВКС России, которые в тренировочных полётах «накрутили» по 30−40 тысяч километров, так и зрителям на земле, которые восторгались мощью крыльев Родины.

История воздушных парадов в России уходит в далекое прошлое — с развитием авиации демонстрация новых самолётов стала регулярной. В 1911 году в России прошла Первая международная авиационная выставка — в Михайловском манеже Санкт-Петербурга. Тогда было продемонстрировано 19 аэропланов мировых и отечественных производителей.

Читайте также

А вот собственно история отечественных авиашоу началась 1 мая 1918 года, когда на Ходынском поле прошел первый военный и авиационный парад новой Советской республики. Участвовало в нем несколько десятков самолётов, среди которых самым значимым оказался биплан «Ньюпор-ХХI». Далее, с 18 августа 1933 года, когда было объявлено о праздновании Дня Воздушного флота СССР, воздушные парады проводились регулярно, вначале на Ходынском поле, а затем и над Красной площадью.

Одним из самых массовых стал авиапарад в 1939 году — тогда в небе над Москвой пролетело около 200 учебных самолётов. Они проводились нерегулярно, но, как правило, три раза в году, в честь праздников. Во время Великой Отечественной войны их не было, возобновились позднее.

Самым неудачным оказался воздушный парад 1 мая 1952 года, которым руководил сын Иосифа Сталина — генерал-майор авиации Василий Сталин. Тогда разбилось два новейших на ту пору реактивных бомбардировщика Ил-28, которые не долетели до Москвы из-за плохой погоды и совершили неудачную посадку.

Полёты над Москвой временно прекратили, но возобновили уже в 1957 году, чтобы продемонстрировать развивающуюся мощь отечественной авиации. Уже в истории современной России воздушные парады также стали обязательным атрибутом военных парадов 9 мая в честь дня Победы.

Читайте также
С подачи США Россия и весь мир верят в ликвидацию бен Ладена американскими «котиками» С подачи США Россия и весь мир верят в ликвидацию бен Ладена американскими «котиками» Но это ложь: Усама умер за десть дет до этого от болезни почек

В 2020 году, когда из-за пандемии коронавируса COVID-19 большая часть торжественных мероприятий, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов, в том числе и намечавшийся парад Победы на Красной площади в Москве были перенесены, на первое место вышел именно воздушный парад. Он стал самым масштабным в современной истории, когда в небо поднялись по всей стране 600 вертолётов и самолётов. Из них 75 пролетели в небе над столицей.

— С земли всё видится просто — вот пролетели вертолёты, за ними тяжелые самолёты, потом истребители, штурмовики, — рассказывает экс-командир Центра показа авиационной техники, в прошлом командир пилотажной группы «Русские витязи» летчик-ас полковник Анатолий Омельченко. — На самом деле это очень сложный механизм, в котором задействованы как сами пилоты, так и штабные, навигационные, метеорологические и прочие службы.

Представьте, вертолёты взлетают из Торжка, «стратеги» Ту-160 и Ту-95МС из Энгельса и с других аэродромов, часть истребителей из состава пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи» из Подмосковья. И вот всю эту воздушную армаду, где разная скорость, подлётное время, возможности для маневра, нужно соединить в единый строй, чтобы четко по графику, который должен уложиться в пятиминутный интервал, провести над Красной площадью Москвы.

Нынешний парад Победы в воздушной его части блистать новинками, как и в прошлом году, не стал. Его открыли три тяжёлых военно-транспортных вертолёта Ми-26, ранее в торжествах участвовала одна такая боевая винтокрылая машина. В следующей вертолётной группе прошли Ми-8, Ми-34 и Ми-24, а также разведывательно-ударные Ка-52 «Аллигатор» и ударные Ми-28 «Ночной охотник».

Читайте также
Путин при параде: Вроде ничего нового, но как красиво! Путин при параде: Вроде ничего нового, но как красиво! Путь до 330 метров длины Красной площади для пехоты растянулся в 500 километров

А вот «господство в небе» захватили именно истребители. «Королями», бесспорно, были признаны 4 истребителя пятого поколения Су-57, достойно показали себя Су-30СМ, Су-35С, Су-34, а также фронтовые бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25. Все внимательно разглядывали МиГ-31К с его гиперзвуковым ракетным комплексом «Кинжал».

Авиационных единиц в парадном воздушном строю было по количеству победных лет — 76 вертолётов и самолётов. Много это или мало в масштабе ВКС России? Небо Родины осталось-то кому защищать, коль все на параде?

— Могу сказать, что в парадном пролёте было задействовано «достаточное количество» всей имеющейся в наличии авиатехники российской армии, — говорит летчик Анатолий Омельченко. — Не будем оперировать точными цифрами, они входят в разряд военной тайны. Но вот, допустим, по сведениям интернета у нас «на крыле» 14 стратегических бомбардировщиков Ту-160, на самом деле их несколько, читайте значительно, больше.

Так же можно сказать и по имеющимся данным в вертолётном авиапарке, истребительной авиации. В открытых данных фигурирует та авиационная техника, которая полноценно выполняет каждодневные задачи, остальная находится в «закрытом режиме», но это не ржавый металл, а те самолёты и вертолёты, которые способны в любой момент встать в строй и подняться в воздух для решения боевых задач.

Не корректно говорить, что в параде задействовано какое-то процентное количество имеющегося летающего потенциала, это может быть и 0,5 процента, но зачем об этом говорить? У нас достаточно и для парадов, и для повседневного боевого дежурства.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня