
На 80-летие Победы, которое будет отмечаться 9 мая 2025 года, в Москве на параде ожидается присутствие лидеров двух десятков стран. Среди них будут представители и ближнего, и дальнего зарубежья. Ожидаемые гости — это прежде всего лидеры стран Содружества Независимых Государств (СНГ).
На Красной площади встретятся президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян. Заявлено присутствие лидеров Киргизии — Садыра Жапарова, Казахстана — Касыма-Жомарта Токаева, Таджикистана — Эмомали Рахмона и Узбекистана — Шавката Мирзиеева. Непременно приедет глава Белоруссии Александр Лукашенко.
Из дальних гостей ждем президентов Бразилии Лулу да Силву, Буркина-Фасо — Ибраима Траоре, Венесуэлы — Николаса Мадуро, Вьетнама — То Лама, Кубы — Мигеля Диас-Канеля, Сербии — Александра Вучича. Из Китая прибудет Председатель Си Цзиньпин. Словакию представит премьер-министр Роберт Фицо.
Первые лица разных стран на Красной площади — это конечно, приятно, хорошо, что весь мир с нами. Но стоило ли заранее размахивать списком и шуметь об этом? А не случится ли, что теперь возможное отсутствие любого из приглашенных, того же приболевшего Вучича, уже будет рассматриваться, как маленькое поражение России? Мол, обещали и не сделали…
Экономист и политолог Юрий Горохов, живущий в Вене, считает, что если кто и не приедет, пообещав быть заранее, то это будет признание в собственном политическом ничтожестве:
— Тогда и союзники, и его собственные избиратели поймут, что отказом он сам себя унизил. Парад Победы — это ведь событие всемирно-исторического значения. Все-таки, юбилейный год 80-летия разгрома нацистской Германии.
Празднование 9 Мая приобретает особый символизм. Тем более, на фоне возрождения неонацистских настроений в Европе и отсутствия консенсуса среди европейских стран в борьбе с этой идеологией, как сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Россия рада принять всех, кто готов совместно отметить эту историческую дату. На приглашение Владимира Путина посетить парад на Красной площади откликнулись лидеры около двадцати государств.
При этом глава дипломатии ЕС Кая Каллас предложила провести 9 мая альтернативную встречу европейских лидеров в Киеве, чтобы «показать единство и решительность» в поддержку киевского режима.
Российские парламентарии даже потребовали привлечь её к ответственности через международный трибунал ООН за «осквернение памяти героев, победивших нацизм». Резонно.
«СП»: Увы, премьер-министр Индии Неренда Моди получил приглашение, но отказался от визита.
— Я бы не переоценивал значение сиюминутных факторов в решении Индии. Индусы до сих пор не любят англичан, своих бывших колонизаторов. Война, в которой те участвовали и «победили», для них тоже ненавистна. В те далекие времена были аж две страны, которые относились ко Второй мировой нестандартно: Индия и Ирландия. А все из-за англичан, которых и индусы, и ирландцы ненавидели и ненавидят до сих пор.
К тому же Индия была в свое время лидером Движения неприсоединения. И она до сих пор, по сути, остается такой страной, которая не хочет поддерживать какой-то из противоборствующих лагерей. Раньше это были Советский Союз и страны НАТО, теперь, Россия и коллективный Запад.
«СП»: А как же раздающиеся голоса, что «сколько можно воевать с немцами», «много лет прошло»?
— Это либо глупость, либо лицемерие. Люди всё помнят. Чтобы убедиться, можно хотя бы съездить в Израиль и послушать простых людей. Там украинцев ненавидят, потому что они весь ХХ век уничтожали евреев, начиная с Петлюры, потом во Вторую мировую, да и сейчас им не лучше.
Хотя и ездить никуда не надо. В Вене местные дерутся у памятника нашим солдатам освободителям с «беженцами» из незалежной. Они считают, что украинцы только и могут, что творить безобразия. Так что венские власти сначала пускают к памятнику украинских националистов, потом пророссийских демонстрантов.
Почему? Потому что наши — не будут трогать их цветы с венками. А если бы сначала наши возложили, то бандеровцы все венки расшвыряют. С них станутся, они такие.
Так что от греха подальше поставили забор, наподобие стройплощадки рядом с Памятником Советским воинам-освободителям. И, между прочим, площадь на которой он стоит, с 1945 года по 1956 носила имя Сталина.
«СП»: Австрии в 1945 повезло, ее и советские войска освобождали с востока, на западе она была оккупирована и французами, и американцами. Соответственно, были и «зоны оккупации», как и в Германии.
— В эти дни проходит выставка, посвященная пребыванию союзников в Вене. Интересно почитать брошюру, написанную на разных языках. На немецком французы и американцы названы «союзниками». В английском и русском вариантах советские войска названы «оккупантами». Вот такие они, эти европейцы, мелкие двурушники.
Как только перестают боятся — начинают наглеть. В девяностые годы, сразу после развала СССР, они повсеместно конфисковали активы, принадлежащие Советскому Союзу. Когда Союз был силен, они боялись это делать, живя по принципу «хорошая мина при плохой игре».
То же самое с золотовалютными запасами России, которые они спят и видят, как прибрать к рукам, считает эксперт…
Только «право силы» и никаких моральных авторитетов. Так что отсутствие на Красной площади на праздновании 9 мая генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша мало что значит.
Вообще, с момента проведения первых парадов Победы в СССР и России было организовано 34 торжественных мероприятия с парадами и возложением цветов. Четыре из них прошли в советский период, в 1945, 1965, 1985 и 1990 годы, а традиция ежегодного проведения парада началась с 1995 года.
В 1995 году, в честь 50-летия Победы в Москву приезжал Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали, а также лидеры 56 стран, включая премьер-министра Великобритании, тогда Джона Мейджора, и канцлера Германии Гельмута Коля.
2005 год, уже 60-летие Победы. Тоже приехал Генсек ООН, но уже Кофи Аннан, и лидеры 53 стран, среди которых канцлер Германии Герхард Шредер и президенты США Джордж Буш-младший, и Франции Жак Ширак. На 70-летие Победы в 2015 году, уже после возвращения Крыма, опять приехал Генсек ООН Пан Ги Мун и лидеры лишь 26 государств, включая президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Армении Сержа Саргсяна.
После 2015 года на каждом параде присутствовал хотя бы один иностранный лидер. Например, в 2016 году — это был президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
В 2017 году — президент Молдавии Игорь Додон. В 2020 году аж десять иностранных лидеров, включая представителей СНГ и частично признанных государств. Кстати, в этот раз из Абхазии прибудет Бадра Гунба.
На неюбилейных парадах в 2023 и 2024 годах присутствовали лидеры трех стран дружественных России. Нынче две из них лишь условно дружественные. Безусловно дружественной осталась только Белоруссия.
Другие пытаются вертеться между Западом и Россией, то ли выискивая какую-то выгоду для себя, то ли бескорыстно трепеща перед «цивилизованным миром», себя к таковому не относя.