Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Великая Война
8 июня 2009 09:11

Загадки последнего похода «Л-24»

Российские дайверы нашли подлодку, исчезнувшую 67 лет назад

872

7 июня закончился первый этап поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы — 2009», которая исследовала на траверзе болгарского мыса Шаблер останки подводной лодки, лежащие на глубине 59 метров. Получены сенсационные результаты. Оказалось, на дне покоится советская подводная лодка «Л-24», которую 67 лет считали пропавшей без вести. Наши корреспонденты побеседовали с внуком одного из членов экипажа погибшей субмарины Анатолием Василенко, который только что вернулся из района поисковых работ.

«СП»: — Расскажите, пожалуйста, какие обнаружены доказательства, что это именно «Л-24», которую искали 67 лет?

— Наши ребята несколько дней обследовали подводную находку, наконец, расчистили носовое 100-миллиметровое орудие и прочитали русскую маркировку «Б-24» и ниже «06−9», которая соответствует подводной лодке «Л-24».

"СП": — А как экспедиция получила наводку именно на это место?

— Установочные данные были очень скупыми. В 1991 году институтом океанологии Болгарии с помощью подводного буксируемого аппарата «Рельеф-4000» в районе мыса Шаблер был обнаружен остов подводной лодки. Координаты: 43°19.392'N, 28°42.550'E Глубина около 60 метров, возвышение над грунтом 9,2 метра. Лодка лежит курсом 290°.

По архивным данным, в годы Великой Отечественной войны у берегов Болгарии погибли или пропали без вести пять советских подводных лодок: Щ-204, Щ-210, Щ-211, Л-24 и С-34. Две из них — Щ-204 и Щ-211 ранее обследовали российские и болгарские военные водолазы. Место гибели Щ-210 к моменту экспедиции тоже было известно. Предстояло выяснить: какая лодка (С-34 или Л-24) лежит у мыса Шаблер? Только в нынешнем году удалось подготовить экспедицию под руководством Константина Богданова. Инициаторами выступили Российская подводная федерация совместно с болгарским дайв-центром. С российской стороны инициатива была поддержана министерством иностранных дел, Государственным военным историко-культурным центром при правительстве (Росвоенцентр), председателем комитета по делам ветеранов Госдумы генералом армии Николаем Ковалевым. С болгарской стороны — премьер-министром Сергеем Станишевым. В экспедиционную группу вошли не только российские, но и болгарские дайверы. Непосредственно на месте работы начались 2 июня. В первый день погружения аквалангисты осмотрели лодку и установили, что она лежит на глубине 59,5 метра на ровном киле, все люки задраены, орудия в походном положении. Была обнаружена и пробоина по левому борту под носовым 100-миллиметровым орудием, скорее всего, от взрыва мины. В дальнейшем ребята попытались идентифицировать лодку. И тут им очень повезло. Очищать борта от ракушек и водорослей, накопившихся за 67 лет, на глубине дело — сложное. Но дайверы сразу попали в точку. Начали с очистки именно того места, где оказалась маркировка. Идентификация лодки и была целью первого этапа экспедиции. Теперь доказано, что это именно «Л-24».

"СП": — Что известно об этой подводной лодке и ее последнем походе?

— Подводная лодка «Л-24» была заложена 20.01.1938 года на заводе № 198 в Николаеве. 17.12.1940 года лодка была спущена на воду.

22 июня 1941 года «Л-24"стояла в Николаеве у достроечной стенки судостроительного завода. Ее готовность составляла 75%. В середине августа 1941 года, когда немецкие войска подошли к Николаеву, лодка под командованием капитан-лейтенанта Андрея Антоновича Косенко вынуждена была прорываться из города. На «Л-24» отсутствовала аккумуляторная батарея, некоторые вспомогательные механизмы и устройства; она не могла погружаться. На выходе из города лодку обстреляла артиллерия противника, а затем она попала в сильный шторм. Через заклепочные отверстия съемных листов проникла вода, нарушившая работу ряда механизмов. Кроме того, в пути «Л-24» отразила атаку вражеского самолета, но все-таки пробилась в Севастополь. 7 ноября 1941 года лодка направилась в Поти, где производилась ее достройка. 9 февраля 1942 года командиром «Л-24» был назначен капитан 3 ранга Апостолов Георгий Петрович. 6 мая 1942 года «Л-24» вошла в боевой состав Черноморского флота. Она сразу же включилась в боевую работу, совершив четыре транспортных рейса в осажденный Севастополь, доставив туда 236,3 т боеприпасов, 97,5 т продовольствия и 82 т бензина, эвакуировав на Кавказ 26 человек. Прорыв вражеской блокады давался «Л-24» нелегко: только в период 26−29 июня 1942 года противник сбросил на лодку около 300 глубинных бомб.

2 июля 1942 года «Л-24», находясь в Новороссийске, попала под авианалет. 64 «Юнкерса 88» в сопровождении полутора десятка истребителей сбросили на стоящие в гавани корабли около 170 авиабомб. За каких-то четверть часа погибли лидер «Ташкент», эсминец «Бдительный», санитарный транспорт «Украина» и несколько малых судов. Многие корабли получили повреждения. Не избежала их и «Л-24». Лодка встала в ремонт, который продлился до конца сентября.

1 октября 1942 года «Л-24» снова вышла в море. Поставив 4 октября 20 мин у Ялты, лодка двинулась в назначенный район к Босфору, куда прибыла 6 октября. На следующий день «Л-24 обнаружила конвой противника и атаковала тремя торпедами танкер из его состава. Корабли охранения сбросили на «Л-24» 7 глубинных бомб, от которых субмарина успешно уклонилась. В результате атаки торпедой с лодки был поврежден танкер «Арка», который был вынужден вернуться к Босфору. «Л-24» осталась на позиции, но больше никого не встретила и 11 ноября 1942 года вернулась на базу.

15 ноября «Л-24» вновь вышла в море с целью минной постановки юго-восточнее мыса Калиакрия. Успешно выполнив задачу (19 ноября выставлено 20 мин четырьмя банками по 5 мин), «Л-24» 23 ноября 1942 года благополучно завершила боевой поход.

Следующий выход в море стал для «Л-24» и 57 членов ее экипажа последним. 12 декабря 1942 года лодка взяла курс в море. И навсегда исчезла. О том, как именно погибла подлодка и какие задачи выполняла, ранее практически ничего не было известно. О задачах высказываются две версии. По мнению многих историков, она ставила минные заграждения. Другие полагают, что лодка должна была забросить в фашистский тыл разведывательные или диверсионные группы.

«СП»: — Есть ли надежда выяснить все эти и другие обстоятельства последнего похода «Л-24»?

— Именно такие цели стоят на следующем этапе экспедиции. Сейчас точно известно, что лодка погибла от взрыва мины. Аквалангисты попытаются проникнуть в помещения подводной лодки и найти там корабельную документацию. Тогда будет ясно, какие задачи выполняла «Л-24» в последнем походе. Возможно, будет получен уточненный список погибшего экипажа. Не менее важно то, что могут быть найдены личные вещи подводников. Это теперь священные реликвии.

«СП»: — А нет ли опасности того, что теперь ее атакуют «черные» драйверы?

— К сожалению, такая опасность всегда есть. Но «Л-24» теперь будет под охраной международных законов. По завершении подводной экспедиции советская лодка будет объявлена воинским мемориалом и братским захоронением, на самой лодке должна быть установлена мемориальная доска от имени Российской Федерации. По международным законам, с этого момента доступ к ней для любителей сувениров и «черных» дайверов будет закрыт.


Из досье «СП»:

Подводная лодка «Л-24»

Водоизмещение (надводное/подводное): 1099/1399 т.

Размеры: длина — 83,3 м, ширина — 7,0 м, осадка — 4,05 м.

Скорость хода (надводная/подводная): 18/8,5 узлов.

Дальность плавания: над водой 5300 миль при 9 узлах, под водой 135 миль при 2,5 узлах.

Силовая установка: 2×1100 л.с. дизеля, 2×650 л.с. электромотора.

Вооружение: 6 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 20 мин, 1 100-мм, 1 45-мм орудия.

Глубина погружения: до 100 м.

Экипаж: 55 чел.

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Владимир Можегов

Политолог-американист

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня