В 2012 году было выполнено одно из самых одиозных решений бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова: Главный штаб ВМФ России из Москвы перебрался в Санкт-Петербург. Из питерского Адмиралтейства по такому случаю срочно выселили в Кронштадт штаб Ленинградской военно-морской базы, а Военно-морской инженерный институт — в город Пушкин Ленинградской области. В историческом здании затеяли дорогостоящий ремонт, которому и сегодня конца не видно. На этой неделе выяснилось: все муки напрасны. Главный штаб ВМФ приказано срочно (уже в 2015 году) вернуть в Москву.
Так бесславно и с огромными финансовыми потерями для страны завершается долгая эпопея скитаний флотского руководства, начавшаяся еще в 2007 году. Ее инициаторы никогда и не таились — Борис Грызлов, в ту пору возглавлявший Государственную Думу и партию «Единая Россия», а также прежний губернатор Питера Валентина Матвиенко. Валентина Ивановна тогда же, в 2007-м, радостно объявила: «Мы давно вынашивали эту идею».
Все делалось под лозунгом возвращения Санкт-Петербургу столичных функций и освобождения Москвы от их излишков. Вот же Конституционный суд переехал в Северную столицу? Кого бы еще перетащить? А давай военных моряков. Все же Питер — колыбель российского флота. Выходит — как бы возвращение к истокам. К тому же Адмиралтейство и строилось для петровских еще адмиралов.
Под боком будет куча конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, судостроительные заводы, Военно-Морская академия, училища, Ленинградская военно-морская база. Балтийский флот, в конце концов. Такова была система сановных аргументов этой идеи. Очень гламурненько это им виделось.
В ответ — негодование людей дела. Прежде всего — флотских специалистов, бывших и нынешних командующих флотами. В открытом письме отставных адмиралов президенту страны инициатива Грызлова и Матвиенко была названа «вредоносной и абсолютно неприемлемой». Указали и примерную цену, в которую обойдется бюджету — 40−50 миллиардов рублей.
Главный штаб ВМФ — не просто пара сотен кабинетов на Большом Козловском, разъясняли непонятливым авторы письма. Это, прежде всего, офицеры-операторы, которых десятилетиями готовили к управлению в Мировом океане боевыми кораблями, самолетами и атомными подводными лодками. Под занавес службы они обзавелись столичными квартирами и к переезду не готовы. Это раз.
Узлы связи с гектарами антенных полей и сотнями километров кабелей (прежде всего — 109-й Центральный узел связи в Балашихе), многоэтажные подземные командные пункты, возведенные в Подмосковье — это два. Если флотское руководство переедет в Питер — кому будут нужны эти совершенно секретные циклопические сооружения на старом месте? А на новом ничего подобного нет. И не предвидится в ближайшие десятилетия по причине отсутствия средств на столь гигантскую стройку.
Наконец, как в Москве осуществлять оперативное взаимодействие посредством секретной переписки Главного штаба ВМФ с Генеральным штабом Вооруженных сил и Министерством обороны — это понятно. Но как все это выстроить из Санкт-Петербурга? С каждой бумагой ежедневно высылать курьера и автоматчиков?
Скорее всего, эти сомнения в Кремле тогда сочли старческим бурчанием отставных адмиралов. И отмахнулись от них, как от назойливых мух. Идея переезда сулила Анатолию Сердюкову и его «женскому батальону» освобождение бесценных гектаров в центре Москвы и ближнем Подмосковье. Все остальное меркло в их глазах перед блестящей коммерческой перспективой.
Разные мелкие трудности на заветной дороге встречались Сердюкову и потом. Скажем, в 2008 году на конференции Академии военных наук тогдашнего начальника Генерального штаба Юрия Балуевского спросили: как он относится к запланированному перемещению ГШ ВМФ в Питер? «Лично я расцениваю это так, что в этом нет необходимости», — был ответ генерала армии. Его тотчас отправили в отставку.
Долго противился затее и прежний главнокомандующий Военно-Морским флотом адмирал Владимир Высоцкий. Правда, опасливо и не публично. Журналистам заявлял, что официальных бумаг по этому поводу не видел, поэтому и о сроках, дескать, разговаривать не готов. По слухам, подковерные бои Высоцкому приходилось выдерживать жестокие. Говорят, именно из-за них в середине 2011 года 55-летний главком был отправлен в отставку президентом Дмитрием Медведевым. Без сомнения, причиной был скандал. В 55 лет просто так главкомы не покидают кресел.
Путь к переезду был почти расчищен. Оставались сами офицеры и адмиралы Главного штаба, из которых паковать чемоданы готовы были далеко не все. С ними поступили еще проще — по коридорам Большого Козловского прокатилось цунами кадровых сокращений. Из почти тысячи военных в запас и отставку по «организационно-штатным мероприятиям» отправили две трети.
Большинство из тех, что остались при должностях, в Москву с флотов приехали недавно и квартирами в «первопрестольной» обзавестись не успели. Эти в Питер отправились с легкой душой, поскольку заветное жилье им пообещали хотя бы на новом месте. Поэтому преемник Высоцкого на посту главкома адмирал Виктор Чирков в 2012 году, когда все уже свершилось, на полном серьезе рапортовал: «Из 100% укомплектованности главного командования по семейным причинам отказались ехать три человека, которые будут увольняться. Поэтому никаких потерь нет».
Однако в том, что из Питера руководить флотами сложно, очень быстро убедились все. Расходы на командировочные в Москву и гостиницы в Главном штабе выросли взрывообразно. Сам Чирков в купе фирменного поезда «Красная стрела» стал ночевать, кажется, чаще, чем в собственной спальне. Вовремя получить заветные подписи под служебными документами чинам Главного штаба зачастую оказалось просто невозможно — за многими нужно было мчаться на самолете или на поезде в Генштаб и Минобороны. Связываться с кораблями в океане приходилось тоже через Москву — а как еще?
Сумасшедший дом на тонущем крейсере во время пожара…
А тут еще в ноябре 2012 года сняли коммерсант-министра Сердюкова. Сменивший его на руинах армии Сергей Шойгу с проблемами военных моряков разобрался быстро. Уже через полтора месяца после разрушительного переезда он приказал «проработать вопрос с возвращением ГШ ВМФ в Москву». Заодно — и с увеличением на 150 должностей бездумно порушенного Сердюковым штата флотских управленцев.
И вот теперь, получается, момент возвращения настал. Хотя, строго говоря, это не совсем исправление прежних ошибок руководства страны и Министерства обороны. Потому что в Москву главкомат военных моряков возвращают в новое место и в новом качестве. Ведомству предстоит вселяться не в прежние его апартаменты в столичном Большом Козловском переулке у станции метро «Красные ворота». Да и некуда там — в этом комплексе зданий все с того же 2012 года квартирует штаб тыла Вооруженных сил РФ. И, кстати, так и не знает, зачем ему доставшиеся в наследство защищенные линии связи с флотами и той же Балашихой.
Ну, так и штабу тыла трогаться с Большого Козловского некуда. Прежние его окна глядели прямо на Красную площадь и Спасскую башню. Поэтому эти бесценные здания и были проданы в числе первых.
В общем, теперь диспозиция такая: Главный штаб ВМФ ждет московский Арбат. То есть, белоснежное здание, в котором сегодня квартирует само Минобороны и Генштаб. Вместе с моряками туда же в начале следующего года переберутся еще и главкоматы Сухопутных войск и ВВС.
А куда Минобороны и Генштаб? Их тоже ждет дорога, но недальняя — на Фрунзенскую набережную Москвы-реки. В «высотку», которую с советских времен занимал необъятный Главный штаб Сухопутных войск, а сегодня — его ошметки.
Там, на Фрунзенской набережной, с 1 декабря заработает одно из основных детищ Шойгу — Национальный центр управления обороной РФ (НЦУОГ). В его составе будут три командных пункта: центр высшего командования, центр боевого управления, в том числе Силами ядерного сдерживания, и центр по управлению повседневной деятельностью армии и флота.
Причем, будет это не просто новый «мозг армии». НЦУОГ мыслится как орган управления всеми государственными структурами, способный действовать в условиях как полномасштабных боевых действий, так и нетрадиционных форм ведения войны. Защищенные линии связи отсюда протянутся во все федеральные министерства и ведомства, а также в администрации регионов страны.
Так что может быть оно и неплохо выйдет. Но рационально ли военным морякам с Большого Козловского на Фрунзенскую добираться через Питер? И сколько стоит такой проезд? Если в один конец 40−50 миллиардов рублей, то и в другой, наверное, примерно столько же. Тогда, может, посчитаем?
100 миллиардов рублей — это ведь по нынешнему курсу $2,5 миллиарда. По данным из открытых источников, один современный корвет типа «Стерегущий» или фрегат типа «Адмирал Григорович» обходится казне в $100 миллионов. Тогда получается что на путешествии Главного штаба ВМФ из Москвы в Петербург и обратно бездумно «прогуляли» мы целую эскадру — 25 кораблей океанской зоны.
Господа Грызлов, Медведев и Сердюков, госпожа Матвиенко — кто оплатит стране этот банкет?
Скандал с Главным штабом ВМФ комментировали многие. Красноречивей всего, на мой взгляд, получилось у бывшего подводника, писателя-мариниста Александра Покровского: «Все это, как мне представляется, можно сделать только с очень большого нефтяного жира. С жира многое случается».
Снимок в открытие статьи: Россия. Санкт-Петербург. Вид на комплекс зданий Адмиралтейства на 2-м Адмиралтейском острове / Фото: Юрий Белинский/ТАСС