Полугодовая авантюра, которую официальные киевские власти именуют «антитеррористической операцией» на Востоке страны, оказывается, способствовала повышению рейтинга военного потенциала Украины. Так, во всяком случае, считает бывший замначальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко, на которого ссылаются украинские СМИ.
Статистика, приведенная генерал-лейтенантом запаса такова: за полгода боевых действий в Донбассе Украина поднялась с 22-го на 21-е место в рейтинге военной мощи, который включает 55 стран мира. Первые три строчки занимают США, Россия и Китай.
У Украины — если все так, как сказал эксперт — динамика малозаметная, но позитивная. Тем не менее, и этот незначительный рост вызывает большие сомнения, учитывая нынешнее состояние армии «незалежной», в которой сегодня чего не хватишься — ничего нет. Кроме проблем. «АТО» как раз все это очень ярко продемонстрировала. Как и полную неспособность руководства украинского Минобороны управлять ситуацией в армии.
Сам Романенко, например, уверен, что причина военных неудач официального Киева на Востоке кроется в численном перевесе сил противника, а также в излишней гуманности силовиков. Такую версию он выдвинул в эфире телеканала «БТБ», анализируя разгром украинских войск в Иловайске:
«Мы принципиально успешно развивали наступление, но когда подошли к Донецку и Луганску, то пытались решить вопрос наиболее гуманно и бескровно, а война этого не прощает. В итоге Россия ввела тяжелое вооружение, они окружили наши войска. В Иловайске, например, соотношение сил было 4 к 1», — утверждает генерал.
Кому тут ставить диагноз — непонятно. Тем более что у всех, кто представляет на Украине интересы новой власти, уже просто вошло в привычку все свои промахи и неудачи сваливать на «коварную руку» Москвы.
Но тогда откуда такое неожиданное нарастание военной мощи Киева?
— Любые рейтинги — штука довольно субъективная и, наверное, неблагодарная. И когда меня просят прокомментировать какой-нибудь рейтинг, я сразу вспоминаю слова профессора Преображенского (персонаж повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» — ред.), который советовал не читать перед обедом советских газет. И на рейтинги не надо обращать внимание, — считает вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин
«СП»: — Но это довольно авторитетное исследование американского агентства «Global Firepower». Оно основывается на официальных отчетах Минобороны США, данных ЦРУ, а также открытых военных публикациях и статистических отчетах…
— Тогда вдвойне странно. Потому что у меня складывается впечатление, что рейтинг Украины поднялся только из-за того, что ее армия полностью не разбежалась. Что касается объективной оценки, то в украинской армии, действительно, ничего нет, кроме проблем. И то, как проходит уже третья объявленная президентом Порошенко мобилизация, говорит о том, что боевой потенциал, мобилизационный потенциал украинской армии исчерпан.
Украинская армия сегодня существует фактически номинально. И то, что она где-то еще остается на боевых позициях, — это только благодаря добровольческим нацистским батальонам, вроде частных вооруженных формирований Коломойского, которые играют роль заградотрядов.
О каких рейтингах здесь вообще можно говорить?
Армия определяется боеспособностью, мобильностью, техническим оснащением, тыловым обеспечением. А когда, что называется, «с миру по нитке», когда с населения начинают собирать деньги на содержание армии — это не армия. Это, в лучшем случае, организованные партизанские отряды, которые выживают, скажем, так, за счет местного населения. Но, я думаю, и это скоро закончится.
«СП»: — То есть, за «парадными речами» украинского генерала ничего не стоит?
— Это ни на чем не основанный популизм. Или — пиар. Не та ситуация на Украине, чтобы говорить здесь о каком-то позитиве
А когда они еще заявляют, что будут переходить на стандарты НАТО, то это вообще полная фикция. Это полностью надо менять всю структуру оборонной сферы. То есть, вместо того чтобы производить и экспортировать оружие, они будут закупать его у Запада. Потому что стандарты Украины сейчас — это стандарты Советского Союза, и они совершенно не подходят под стандарты НАТО.
А значит, придется менять все — от калибра патронов, запасных частей и техники. Это обойдется Украине не в одну сотню миллиардов долларов. Где они возьмут их?
«СП»: — Те же страны НАТО обещают помочь…
— С какой стати? У них самих штаны спадают уже. А США только и надо, чтобы Европа ввязалась в эту украинскую авантюру.
Но сами посудите, Вашингтон выделил 17 млн. долларов в помощь украинским вооружённым силам. Да один день так называемой «антитеррористической операции» обходится Украине в 3 млн. долларов. То есть, Штаты дали им денег на неделю войны.
Член Академии военных наук, профессор Виталий Цымбал уверен, что у генерала нет оснований радоваться успехам своей армии:
— За его цифрами ничего не стоит. Потому что есть силовая операция, которую они объявили, и есть результат. А результат, как мы все видим, не соответствует той задаче, которая ставилась. Операция по усмирению Луганска и Донецка, назовем ее так, не выполнена. Ополченцы, не являясь фактически профессиональными военными, дали отпор и регулярной армии, и нацгвардии.
Так что, даже если там чуть-чуть поднялся рейтинг, я бы не стал на месте Романенко обольщаться. Может, это американцы потрафили сами себе…
«СП»: — В каком смысле?
— В том смысле, что есть сведения о двух сотнях американских специалистах, которые занимают целый этаж в здании Службы безопасности Украины. Якобы они консультируют руководство украинских Вооруженных сил.
Может, это им потрафили составители рейтинга, чтобы хоть как-то отразить результативность их работы. Потому что никаких объективных данных, подтверждающих тенденцию к росту, нет.
Даже если говорить о численности ВСУ, то, насколько мне известно, до сих пор, например, Минобороны Украины не смогло разобраться, куда девались полторы тысячи военнослужащих, попавших в окружение под Иловайском. То ли их пленили, то ли они погибли, то ли разбежались. Какую численность, в таком случае, ставили в графу о количестве военнослужащих, я затрудняюсь сказать.
«СП»: — А в принципе, как могло получиться, что украинская армия, которая после распада СССР была второй по мощи среди бывших союзных республик, за эти 23 года так деградировала?
— После распада СССР Украине, действительно, досталась самая мощная после России группировка войск на постсоветском пространстве — двадцать дивизий, более четырех тысяч танков, восемьсот самолетов…
За эти годы большую часть распродали или разворовали. Независимая Украина, по сути, превратилась в крупнейшего экспортера советского вооружения. Вся относительно новая техника так ушла за рубеж.
Остальное ветшало. Если двадцать три года ездить на автомобиле и не ремонтировать, что от него останется? Кроме того, что он морально устареет. То же произошло с украинской армией.
Если бы они хотя бы тот минимум, который себе оставили, ремонтировали и обновляли, была бы другая картина. Теперь приходится лишь констатировать, что бездари оказались в руководстве, а мошенники привлекли их в свою компанию — и вот, получили то, что получили…
Фото: Зураб Джавахадзе/ ТАСС