Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Су-35 скоро станет «Цзяном»

Готовящаяся сделка по продаже 24 новейших российских истребителей Китаю выглядит рискованной

53984

В китайском городе Чжухай на днях откроется международный аэрокосмическкий салон Airshow China 2014. Но главная «изюминка» салона уже в Чжухае. Из Комсомольска-на-Амуре после шестичасового перелета туда прибыл новейший российский многоцелевой сверхманевренный тяжелый истребитель Су-35 (по кодификации НАТО Flanker-T+) под управлением летчика-испытателя, Героя России Сергея Богдана. Тот самый самолет, который только-только начал поступать в наши Военно-Воздушные силы. По вооруженности, многофункциональности и универсальности он не имеет аналогов в мире.

Мало кто сомневается, что именно о Су-35 будет больше всего публикаций в местной прессе. И не потому, что наш истребитель, относящийся к поколению 4++ (совокупность этих обозначений указывает, что самолет вплотную приближен к общепринятым требованиям к истребителю 5-го поколения), такая уж невидаль за рубежом. Все желающие могли оценить его на земле и воздухе еще на авиакосмическом салоне МАКС-2009 в подмосковном Жуковском, а затем во французском Ле-Бурже. В том числе и китайцы. Но особое внимание к этой боевой машине в Чжухае обеспечено потому, что слишком многие в России опасались и опасаются нынешнего визита в Китай. Но обо всем по порядку.

Еще недавно КНР была крупнейшим покупателем российского оружия. В 90-х до 40% нашей «оборонки» работало на Поднебесную. За счет этого большинство заводов и дожило до нынешних благополучных времен, когда у Министерства обороны РФ появились солидные деньги и российский ОПК принялся работать, как принято в приличных странах — почти исключительно на свою армию.

Но масштабы прежних поставок поражают воображение. Вот только те, что касались боевой авиации и средств противовоздушной обороны.

В 1992 году мы построили для Китая 26 истребителей Су-27.

В 1993-м — шесть зенитно-ракетных систем С-300ПМ-1.

В 1995 году был подписан контракт еще на 16 Су-27.

В 1996-м побиты все рекорды — Москва за 2,5 миллиарда долларов предоставила Пекину лицензию на производство 200 истребителей Су-27СК без права реэкспорта в третьи страны. Для этого по нашему же проекту был возведен авиастроительный завод в Шеньяне.

В 1999-м было решено построить для Китая 40 новейших истребителей Су-30МКК.

В 2000-м мы продали китайцам еще 48 Су-27, в том числе 12 двухместных.

В 2001-м была заключена крупная сделка на поставку Пекину восьми дивизионов зенитно-ракетных систем С-300ПМ-1 с 32 пусковыми установками.

В 2003-м Китай стал первым зарубежным покупателем усовершенствованной российской зенитной ракетной системы С-300ПМУ2 «Фаворит». В восточном направлении убыли еще 16 дивизионов, способных сбивать не только самолеты и крылатые ракеты, но и ракеты баллистические на дальности до 40 километров.

Для изнывавшей от безденежья российской оборонки это был спасительный валютный дождь. Доллары нам не помешали бы и дальше, но грянул скандал. На международном рынке вооружений внезапно стали появляться клоны наших боевых машин, которые, ничтоже сумняшеся, Китай принялся выдавать за собственные и исключительно оригинальные разработки. Так, на международных выставках вооружений рядом с нашими Су-27 встали китайские J-11 (Цзян-11). Как говорится: «Найди десять отличий». Не получится.

И понеслось… Рядом с нашим зенитными ракетными системами С-300 ПМУ — их HQ-9. Рядом с российским палубным истребителем Су-33 — их J-15 (Цзянь-15). С последним, правда, история несколько иная.

На экспорт Су-33 (корабельный вариант Су-27) Россия никому не продавала. Хотя китайцы, уже в 90-х задумавшие обзавестись собственными авианосцами, очень интересовались и этим самолетом. Но большую партию не хотели приобретать ни в какую. Предлагали взять пару штук. На пробу. Но уже тогда было понятно, что кроме как для того, чтобы разобрать наши «сушки» по винтику и грубо (или тонко — если получится) передрать, ни к чему другому эта затея привести не может. От сделки мы отказались.

Как часто было в последние годы, в пику Москве в конце 90-х выступил Киев. Там с советских времен, когда еще только шли испытания нашего палубного истребителя, застрял его прототип Т-10К. Его-то братья-славяне в середине 2000-х с превеликой радостью и отправили в КНР. Вместе со всей документацией, которую сумели раздобыть. А в 2010-м в воздух поднялся «Цзян-15».

Подозрения в беззастенчивой краже российской интеллектуальной собственности китайцы отвергли с порога. По их уверениям, J-15 — исключительно их собственная разработка. Любое внешнее сходство с Су-33 — не более, чем случайность. В доказательство приводили тот факт, что их машина, в отличие от российской, способна наносить удары не только по воздушным, но и наземным целям. И скорость имеет побольше на 200 километров в час.

Все так. Кое-что китайцы на своем палубном истребителе, так похожем на наш, и впрямь усовершенствовали. К примеру, двигатель, названный ими Shenyang WS-10A. Его форсажная тяга 13500 кгс. Что на тонну больше, чем у АЛ-31Ф, что стоят на Су-33. Но вот незадача: по открытым источникам, моторесурс Shenyang WS-10A до неприличия мал. Всего 200 часов. В пять раз меньше, чем у российского конкурента.

Примерно такая же картина и с бортовым радиоэлектронным оборудованием этих боевых машин. Китайцы утверждают, что на J-15 оно получше. Проверить это нашим летчикам возможности еще не представилось. Но есть факт, который невозможно опровергнуть. Су-33 в любом случае летает уже четверть века. И российский ВМФ снимает их с вооружения. А китайский аналог только начинает свою боевую биографию. А за этакое-то время и наша конструкторская мысль ушла далеко вперед.

Как бы там ни было, на истории с авиадвигателями стоит остановиться особо. Судя по всему, не только с созданием собственных, но и с копированием наших у китайцев дело — швах. А они уже вовсю работают над самолетом 5-го поколения, который назвали J-20. И новый «движок» их очень интересует. К примеру, тот, что стоит на Су-35 — АЛ-41Ф1А, с тягой, по сравнению с прежними «сушками» увеличенной на 16%.

Неудивительно, что еще в 2010 году китайцы начали переговоры с Москвой на поставку новейших наших истребителей. Поскольку после истории с Су-33 было понятно, что о покупке «пары штук на пробу» нечего и обращаться, в Пекине сразу заговорили о 48 машинах. Потом, в ходе переговоров, это число уменьшилось вдвое.

Но деньги нам обещают вполне приличные — около 1,5 миллиарда долларов. Судя по всему, при нынешних финансовых катаклизмах Москва не нашла в себе силы отказаться. Несмотря на то, что еще в 2010 году, оскорбленная китайским техническим пиратством, официально заявляла, что сворачивает научно-техническое сотрудничество с Пекином. Весьма вероятно, что контракт на поставку 24 истребителей Су-35 в соседнюю страну будет подписан через несколько дней на авиакосмическом салоне в Чжухае.

Мы что, не понимаем, что рубим сук, на котором сидим? Что в случае, если в Китае через несколько лет появится очередной «Цзян», который будет неотличим от российского аналога, экспортные перспективы Су-35 будут подорваны на корню? Ведь гипотетический китайский клон, без сомнения, будет предложен иностранным заказчикам в разы дешевле российского оригинала. Именно так происходит с уже скопированными нашими самолетами и зенитными ракетными системами.

Не можем не понимать. Но, во-первых, очень уж доллары нужны. Особенно в эпоху экономических санкций. А во-вторых, если у партнеров не получилось толком скопировать наш сравнительно старый АЛ-31Ф, то почему лучше выйдет с более совершенным АЛ-41Ф1А? По крайней мере, президент ОАК Михаил Погосян по этому поводу высказался так: «Я не знаю успешных примеров копирования. Самолет слишком сложный продукт, чтобы сделать хорошую копию. Самолет это постоянно растущий организм. Если вы не знаете, как он создавался, вы не сможете понять, что делать с ним в течение следующих 3−4 лет».

И, наконец, в третьих. Москва определенно надеется, что в 2017 году российские ВВС начнут получать первые истребители 5-го поколения, которые пока называются «перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50». Как раз к тому времени, когда Китай может получить первые Су-35.

60 боевых машин Т-50 уже заказаны Минобороны РФ. Они точно позволят оставить позади Су-35. Так что, на первый взгляд, все не так страшно.

Одно смущает. Военно-Воздушным силам Т-50 сначала обещали в 2015-м. Потом — в 2016-м. Сейчас, повторюсь, речь идет о еще одном годе ожидания. Но последний ли это перенос? Вряд ли кто-то сможет ответить в сегодняшних российских экономических реалиях.

И тогда может повториться ситуация 90-х годов: самым совершенным тяжелым истребителем окажется именно Су-35. И у нас их будет меньше, чем в Китае. У которого дело с налаживанием массового производства очередного «Цзяна» точно не задержится.

Из досье «СП».

Многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35 предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и в ближнем воздушном бою, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в первую очередь высокоточным (управляемыми ракетами и корректируемыми бомбами) при ведении автономных и групповых действий в любых метеоусловиях. Кроме того, самолет может использоваться для ведения попутной разведки на сухопутных и морских театрах военных действий.

Его двигатель является дальнейшим развитием серийного АЛ-31Ф с использованием технологий пятого поколения. Оснащение двигателя поворотным соплом в сочетании с возможностью автоматического дифференциального изменения тяги двух двигателей обеспечивает управление самолетом во всех плоскостях. В том числе — на сверхмалых и околонулевых скоростях.

Основу системы управления вооружением Су-35 составляет новая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой (ФАР). В режиме «воздух-воздух» радиолокатор может обнаруживать на встречных курсах на дальностях в 350−400 км и сопровождать (при сохранении непрерывности обзора пространства) до 30 целей, а также вести обстрел восьми из них.

Дополнительные возможности управления вооружением Су-35 обеспечивает оптико-локационная станция новой разработки, объединяющая теплопеленгатор, лазерный дальномер — целеуказатель и телевизионный канал.

Вооружение Су-35, помимо уже известных ракет «воздух-воздух» средней дальности с активными и полуактивными радиолокационными и тепловыми головками самонаведения, а также ракет ближнего боя (в общей сложности 34 единицы) составят пять новых ракет большой дальности. Номенклатура управляемого вооружения включает 25 противокорабельных и противорадиолокационных ракет средней и большой дальности. В том числе — высокоточные крылатые ракеты «Клаб» и «Яхонт».

В 2013 году в ВВС России поставлено 12 серийных истребителей Су-35. Всего Военно-Воздушными силами РФ пока заказано 48 таких боевых машин.

Фото: Артем Житенев/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня