Агентство перспективных исследовательских проектов (DARPA) Пентагона объявило о поиске технологий для создания летающих авианосцев, способных нести сразу несколько беспилотников. В качестве авиаматки военные США рассматривают давно и хорошо отработанный «транспортник» C-130 Hercules от Lockheed Martin. Об этом говорится в пресс-релизе, на днях опубликованном на сайте Агентства.
— Мы хотим найти способ сделать небольшие самолеты более эффективными. В этом смысле перспективной представляется идея вовлечения в проект уже существующих крупных воздушных судов с минимальными изменениями в конструкции базовых машин, чтобы они могли стать летающими авианосцами, — отметил руководитель программы DARPA Дэн Пэтт.
Предполагается, что такой авианосец будет использоваться как для взлета, так и для посадки дронов. Что, по мнению американских военных, существенно расширит возможности ведения воздушных операций.
Готовый к полетам экспериментальный образец DARPA рассчитывает получить в течение четырех лет. В качестве потенциальных подрядчиков ведомство надеется увидеть компании, которые ранее не участвовали в подобных тендерах.
Первый вице-президент Академии геополитических проблем, полковник ВВС запаса Владимир Анохин убежден: американцы реанимировали сказочный проект для вытягивания денег из налогоплательщиков.
— Американцы в 30-х годах пытались приспособить под авиаматку дирижабль USS Akron (ZRS-4). СССР, в свою очередь, даже принял на вооружение авиационный проект «Звено-СПБ»,(на советском бомбардировщике ТБ-1, а потом ТБ-3, устанавливались истребители И-4, И-5 и И-16). В 1941 году «Звено» в составе двух бомбардировщиков ТБ-3ВН и нескольких истребителей И-16 даже поучаствовало в нескольких боевых эпизодах в небе над Румынией. Советский союз работал над проектом РС (в грузоотсеке самолёта-носителя Ту-95Н размещался сверхзвуковой бомбардировщик с атомной бомбой)… Так что, идея создания авиаматки не нова: в истории авиации она много раз приходила и уходила. Почему? Потому что масштабы воздушных операций со временем расширялись, а возможности радиуса действия активной авиации были достаточно ограничены, но после появления воздушных топливозаправщиков потребность в такого рода решении окончательно отпала.
Сегодня из-за развития средств нападения значение любого авианосца сильно обесценилось. Во-первых, радиус действия истребителей 4 -го и 5-го поколений достаточно велик, во-вторых, эта громадина всегда подвержена активному нападению. Скажем, в свое время много говорили о том, как эффективны корабли-авианосцы, но после того, как были созданы подводные лодки — «убийцы авианосцев», они не очень-то и уверенно чувствуют себя в океане. Тоже касается и авиаматок, где могут базироваться непилотируемые аппараты.
У С-130 маленькая грузоподъемность — порядка 18 955 килограмм, поэтому только из этого можно сделать вывод, что это — завиральная идея, считает заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Российской Федерации Анатолий Квочур.
— Американцы просто не знают — куда им девать деньги. Что касается России, то авиаматка нам не нужна: мы защищаем свои границы, не собираемся бомбить радикалов «Исламского государства» или еще кого-то. Для защиты своих рубежей нам хватит своих самолетов с пилотами, а в случае серьезной агрессии против страны, — в цель полетят стратегические ракеты.
Ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин замечает: хороший тактический американский беспилотник, благодаря дозаправке в воздухе, может бесконечно долго держаться в воздухе.
— И тут, конечно, не надо никаких Hercules, чтобы транспортировать дроны. БПЛА взлетели, отработали, встретились с беспилотным танкером в зоне дозаправки, после чего продолжили полет.
К тому же, у американцев есть следующая концепция: вместо авиационной группы в 90 пилотируемых аппаратов — самолетов и вертолетов — расположить на корабле-авианосце, скажем, 100 ударных X-47 Pegasus, внешне схожих с пилотируемыми Northrop B-2 Spirit. Управляемые операторами, они могут осуществлять не только разведку, но и ударные миссии на территории противника, причем из-за их малоразмерности и радиолокационной малозаметности с ними крайне трудно бороться средствам ПВО. То есть таким образом можно экономно, без потерь в живой силе вести войну с государством до его изнурения, формально не вторгаясь на территорию. Скажем, как это делают Штаты в Пакистане: тамошние власти в ответ на полеты БПЛА заявляют протест, а американцы разводят руками, мол, наших военных в небе над Пакистаном не было и нет.
Но базировать ударные беспилотники на летающем авианосце — это утопия. Мало того, что их нужно посадить, так еще требуется заправить и повесить на БПЛА боевую нагрузку, чтобы он могли продолжить задание. Я уж не говорю о стоимости подобного проекта.
«СП»: — В России в последнее время тоже пытаются развивать беспилотники, хотя военные летчики выступают против…
— В Штатах американские летчики тоже говорят: «Зачем нам дроны?» Причина проста — пилоты боятся, что БПЛА отобьют у них хлеб. Скажем, в царской России перевозчики грузов по рекам тоже бунтовали против строительства Николаевской железной дороги…
От роботизации никуда не уйдешь, за этим — будущее. А летчики все равно останутся в небе — выполнять интеллектуальные функции, скажем, производить селекцию сложноопознаваемых для компьютерных систем целей
Однако заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин полагает, что инициатива DARPA достаточно здравая.
— Разместить БПЛА в самолете — не сложнее, что просто поместить в его отсеке любой груз. Понятно, что делается это для увеличения радиуса действия дронов — и ударных, и разведывательных. К тому же, существуют совсем маленькие беспилотники. Что касается удобной мишени из авиаматки, то тут смотря в каких конфликтах ее использовать: авианосцу ведь необязательно летать над территорией противника, подставляясь под средства ПВО. Так что, я не вижу никаких проблем с осуществлением этой идеи, тем более что в таком виде США просто будут отрабатывать концепцию применения.
В США ранее уже создавались системы, базирующиеся на других летательных аппаратах — как воздушные мишени, так и разведывательные беспилотники, говорит российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов.
— У беспилотников, использующих воздушный старт, есть своя ниша. Это задачи разведки и доразведки, корректировки огня
Фото: EPA/ ТАСС