Со времени окончания Второй мировой прошло четыре с половиной года, однако мир мог взорваться новой, куда более страшной войной. План под названием «Троян», предусматривал массированную воздушную атаку американских самолетов на 20 городов СССР. 1 января 1950 года агрессор планировал сбросить на них 300 ядерных и 20 тысяч обычных бомб. Случись такое, это была бы новая, но гораздо более страшная «Хиросима» с неисчислимыми жертвами.
Теперь перенесемся в более далекое прошлое. До конца Второй мировой оставался еще год, но американские эксперты уже пытались заглянуть в будущее. 16 мая 1944 года Комитет начальников штабов США информировал правительство, что после войны СССР станет мощной державой. Тогда станет реальным столкновение экономических интересов Советского Союза США и Великобритании.
Перед началом Ялтинской конференции в феврале 1945 года комитет представил более детальный анализ возможных событий. Заокеанские эксперты предположили, что СССР будет вынужден сократить свою армию до трех миллионов человек, чтобы высвободить рабочие руки для восстановления разрушенной экономики. Этот период продлится до 1952 года. Самое подходящее время для нападения…
Отношения между союзниками неуклонно ухудшались. Советские газеты запестрели и гневными статьями и карикатурами Бориса Ефимова и Кукрыниксов, обличавших «поджигателей войны». Американские издания ответили идеологическими атаками на СССР. Но яростной словесной риторикой дело не ограничилось.
Высшее руководство США уже через несколько месяцев — вот оно, коварство союзников! — после окончания Второй мировой войны дало указание военным разработать план нападения на СССР.
14 декабря 1945 года Объединенный комитет военного планирования США издал директиву, в которой, в частности, говорилось: «Наиболее эффективным оружием, которое США могут применить для удара по СССР, являются имеющиеся в наличии атомные бомбы».
Сказано — сделано. С тех пор одна бодрая военная реляция сменяла другую. И каждая свозила бодрым ветерком безоговорочной победы. Аргументов для оптимизма находилось немало, и самый главный состоял в том, что у США была атомная бомба, в то время, как Советский Союз это оружие только разрабатывал.
Дебютный план «Пинчер» был подготовлен 2 марта 1946 года. Вероятный регион боевых действий — Ближний Восток, поскольку именно там, по мнению американских аналитиков, СССР попытается создать заслон для обороны своих наиболее развитых промышленных районов — Кавказа и Украины. Но США нанесут мощный атомный удар, который станет победным.
В последующие годы американские штабисты ставят свои идеи буквально на поток. Один за другим выходят планы «Бушвэкер», «Кранкшафт», «Хафмун», «Когвилл», «Оффтэк». В 1948 году был разработан «Чариотир». На 70 советских городов должно быть сброшено 200 атомных бомб. В общем, каждый день «холодная война» могла перерасти в «горячую».
После создания НАТО у США появилось больше союзников и, следовательно, возрастал военный потенциал. Более циничными и жестокими становились и намерения американских военных.
1949 год. Согласно плану «Дропшот», на СССР должны упасть 300 атомных бомб и 250 тысяч тонн обычных. Побежденный и лежащий в руинах Советский Союз подлежал оккупации. Территория страны делилась на четыре «района ответственности»: Западная часть СССР, Кавказ — Украина, Урал — Западная Сибирь — Туркестан, Восточная Сибирь — Забайкалье — Приморье. Зоны подразделялись на 22 «подрайона ответственности». Две американские дивизии должны были разместиться в Москве и по одной — в Ленинграде, Минске, Мурманске, Горьком, Куйбышеве, Киеве и еще в 15-ти городах СССР.
Невольно думаешь, у кого же учились американские стратеги? Не у разработчиков ли плана «Барбаросса»?
Напряженность росла день ото дня. К концу 1949 году отшлифованы последние детали упомянутого плана «Троян». Предусматривалось, что в нападении на СССР примет участие и Великобритания. Как было сказано, агрессоры готовились обрушить 300 атомных и 20 тысяч обычных бомб на 100 городов СССР. Для этого необходимо совершить шесть тысяч вылетов…
Члены Комитета начальников штабов решили проверить в военных играх, насколько велики шансы вывести из строя девять стратегических районов: Москва — Ленинград, Урал, объекты у Черного моря, Кавказ, Архангельск, Ташкент — Алма-Ата, Байкал, Владивосток. В теории все выглядело замечательно, аналитики же пришли к неутешительному выводу — вероятность успешной атаки составляет 70 процентов, что повлечет потерю 55-ти процентов общего числа бомбардировщиков. Это была ошеломляющая цифра!
Чтобы понять это, надо привести один, но весьма красноречивый факт из истории Второй мировой войны. Самый тяжелый урон понесла группа из 97-ти самолетов союзников, бомбившая в марте 1944 года немецкий Нюрнберг. Тогда с задания не вернулось 20 машин, что составило 20,6 процента самолетов, участвовавших в налете…
Однако больше всего американцы и британцы опасались ответного советского удара. В том числе, широкого наземного наступления. И потому западным стратегам пришлось дать задний ход. Начальник оперативного управления штаба ВВС США генерал-майор С. Андерсон доложил государственному секретарю Военно-воздушных сил С. Саймингтону, что «ВВС США не могут: а) выполнить все воздушное наступление по плану „Троян“, б) обеспечить противовоздушную оборону территории США и Аляски».
Москва, тем временем, хранила ледяное спокойствие. Но в словах степенного и неторопливого в движениях заместителя председателя Совета Министров СССР Вячеслава Молотова сквозила явная угроза: «Советский Союз не запугать водородной бомбой, которой вообще-то нет. Но если империалисты дерзнут напасть на СССР, советский народ сметет их с лица земли…». Действительно, веские «аргументы» имелись — другой заместитель председателя Совета Министров Климент Ворошилов объявил о наличии у СССР атомной бомбы.
Но воинственный пыл Вашингтона не угасал. В 1952 году президент США Гарри Трумэн заявил: «Мы сотрем с лица земли любые порты и города, которые будет необходимо уничтожить для достижения наших целей»…
Жизнь показала, что американцы храбры и решительны — были и есть — лишь на бумаге. И когда противник заведомо слабее. Третья мировая война не вспыхнула лишь потому, что у СССР появилось ядерное оружие и баллистические ракеты. К тому же Иосиф Сталин, знавший о планах американцев из донесений разведки, в августе 1950 года подписал Постановление Совета министров СССР о создании системы противовоздушной обороны городов и стратегических объектов под шифром «Беркут». Ее основой стал принципиально новый для того времени класс оружия — зенитные управляемые ракеты. В 1955 году система С-25 поступила на вооружение Советской армии.
Ее характеристики были уникальными, а возможности — поразительными. Точнее, поражающими, ибо система могла обстрелять сразу 20 целей, находящихся на высоте от 3-х до 25-ти километров при отдаленности до 35-ти километров. Короче говоря, С-25 была способна дать сокрушительный отпор авиации противника.
Ситуация более чем полувековой давности чем-то напоминает положение, которое сложилось в наши дни. У Вашингтона отчаянно чешутся руки «наказать» непокорную Россию, но американские военные — суровые реалисты. Даже им, прожженным циникам, страшно представить Нью-Йорк, Сан-Франциско, Атланту, Детройт, Канзас-Сити и другие города США после ответного удара Москвы…
И в последующие годы военное противостояние СССР и США не раз грозило взорваться полномасштабной войной. Так было, например, в 1961 году, когда американские танки остановились лишь в считанных метрах от Берлинской стены. Им навстречу выдвинулись советские бронемашины. К счастью, обе стороны проявили благоразумие, и пушки не заговорили.
Куда более серьезная ситуация сложилась во время Карибского кризиса в 1962 году, который продолжался 13 дней и ночей. Но это тема уже для другой публикации…
Американские планы агрессии против СССР в конце сороковых-начале пятидесятых годов — не фантазия, не плод болезненного воображения. О том, что США неоднократно планировал нападение на Советский Союз, стало известно в семидесятых годах прошлого столетия. Причем, эти секретные документы предали гласности в Вашингтоне.
Возможно, через несколько лет мир узнает, что и во время президента Барака Обамы военные Пентагона не только с ненавистью глядели на Россию, но и составляли умопомрачительные стратегические планы с красивыми, грозными названиями…