Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Армии и войны
23 февраля 2015 14:27

Бой после Победы

Он вылетел на последнее задание, когда уже смолкли орудия

7739

Генерал — слово солидное, уважаемое. Оно пахнет порохом, пылью дальних дорог и дымом походных костров. Биографии таких людей насыщены событиями, как талантливая картина сверкает красками и оттенками…

Это полной мере относится к моему собеседнику — генерал-лейтенанту Владимиру Гладилину. Участник Великой Отечественной войны, Заслуженный летчик СССР, за доблесть, мужество, безупречную службу был награжден 8 орденами и множеством медалей. Это лишь несколько штрихов из солидного послужного списка ветерана.

Завтра была война

Владимиру Васильевичу недавно исполнилось 94 года. Возраст, что и говорить, солидный, но фигура сохранила военную выправку. Крепкое рукопожатие, испытующий взгляд.

Квартира, напоминающая небольшой музей, увешана фотографиями. На них — родители, дети, внуки, друзья. И супруга — Ольга Владимировна, ушедшая из жизни десять лет назад. С ней Владимир Васильевич познакомился во время войны…

Он родился в старинном сибирском городке Нижнеудинске, что в пятистах километрах от Иркутска. Отец - Василий Петрович, был железнодорожником, мама — Марфа Александровна, следила за домом. В семье Гладилиных было шестеро детей. Сейчас, кроме Владимира Васильевича, здравствует его сестра, Татьяна Васильевна. Живет она по-прежнему в Нижнеудинске.

…Самолеты он впервые увидел на маленьком городском аэродроме. Туда часто приходили мальчишки полюбоваться крылатыми машинами. Многие, в том числе и Володя, мечтали в один прекрасный день взмыть на них в небо. Но после школы он по настоянию родителей пошел в Иркутский строительный техникум. Днем сидел за учебниками, вечером разгружал вагоны на моторной станции.

Но сказался твердый сибирский характер, и Володя поспешил навстречу своей мечте. Перешел в другой техникум — авиационно-технический, который окончил перед самой войной. Получил направление в авиационный полк, который дислоцировался в Красноярске. Настроение было радужное — ему исполнилось двадцать лет, и все было впереди. Но впереди была война…

Ноябрь 1941 года. В районе Старой Руссы располагаются несколько советских аэродромов. Сюда был направлен Гладилин. Он и его товарищи влились в состав 676-го ночного бомбардировочного авиационного полка.

Напряжение нарастало день ото дня. До линии фронта, где кипели жестокие бои, было всего полтора десятка километров. Немцы из последних сил пытались прорвать оборону Красной Армии и захватить Москву…

Враг подвергал почти беспрерывным атакам наши аэродромы — била артиллерия, с воздуха пикировали бомбардировщики. Для полноты суровой картины фронтовых будней следует упомянуть о погоде — столбик термометра постоянно опускался за тридцатиградусную отметку…

На допросе у «тройки»

— Механики трудились целый день, не покладая рук, — вспоминает генерал. — Самолеты подготовили, они уходят на задание. А мы ждем… Кто-то из летчиков, случалось, не возвращался. Кажется, что тут выяснять? Война есть война… Но специальная «тройка» из НКВД начинала всех трясти — нет ли «вредительства»? Чаще всего под подозрение попадали механики…

Не вернулся на аэродром самолет лейтенанта Алексея Куренчика. А я готовил его машину. Вызывает меня «тройка» и начинается допрос. Я им все, как на духу, рассказал, но по глазам «особистов» вижу, что они сомневаются. И тут мне стало страшнее, чем во время немецких налетов…

К счастью, Куренчик остался жив. А сержанта Гладилина послали в госпиталь к лейтенанту. Чтобы тот подписал бумагу — мол, машина была в порядке, к механику претензий нет.

Куренчик весь в бинтах — сильно обмороженный — лежал на кровати. Видны были только глаза и рот. Руками он шевелил с трудом, но написал, как все, как было на самом деле. И спас Гладилину жизнь…

В сорок втором его отправили на переподготовку. Окончил школу в грузинском городе Телави, затем — Оренбургское высшее авиационно-летное училище имения Чкалова. И снова на фронт.

В кабине «летающего танка»

В январе 1945 года лейтенант Гладилин прибыл на 3-й Украинский фронт в 17-ю воздушную армию. Он — командир штурмовика ИЛ-2. Эту бронированную машину с мощным вооружением советские конструкторы называли «летающим танком». Немцы же наградили самолет более величавыми прозвищами — «Черная смерть» и «Мясорубка». Такие у них были «впечатления» от несущего им гибель штурмовика…

— Я совершил 27 боевых вылетов. На первый взгляд, немного. Но по статистике, тех, кто летал на штурмовиках, сбивали при выполнении тринадцатого задания, — рассказывает Владимир Васильевич. —  ИЛы ведь утюжили немецкие позиции с малой высоты, и потому их летчики особенно рисковали. Потерь у нас было очень много. И меня однажды подбили, но я сумел дотянуть до своих…

Немцы в последние дни войны сражались особенно яростно. Да и после капитуляции не все части вермахта сложили оружие.

День Победы Гладилин встретил под Веной. Как только пришло радостное сообщение, начались поздравления, люди обнимались, часто не скрывая не слез. Отовсюду слышны крики: «Ура! Мы победили!»

Но отпраздновать победу летчики толком не успели. Пришло сообщение, что в отрогах Альп обнаружены несколько соединений танковых войск СС, отказавшихся сложить оружие. Для выполнения боевого задания сформировали группу из опытных летчиков, в которую вошел лейтенант Гладилин. Каково им было — вступать в схватку с врагом уже после Победы. Ведь кто-то мог угодить под немецкий огонь и погибнуть!

Но, к счастью, все обошлось — боевое задание удалось выполнить без потерь. Вечером летчики собрались за праздничным столом. Сначала почтили тех, кто сражался рядом, но не дожил до светлого дня…

Слов на ветер не бросал

После войны Владимир Васильевич остался в армии. Ему пришлось пройти еще множество дорог, сменить за время службы 12 гарнизонов. Он повышал свои знания, окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. С его участием проходило переоснащение боевых машин, росла их мощь. Появились сверхзвуковые самолеты с большой дальностью и высотой полета, оснащенные современным оборудованием, способные выполнять задачи в любых метеорологических условиях днем и ночью.

Много сил и знаний Владимир Васильевич отдал Военно-транспортной авиации. Он участвовал в доставке различных грузов, боеприпасов и специалистов во время военных конфликтов в Египте, Вьетнаме, Анголе, Сирии, Эфиопии. Многие операции проходили под его личным руководством.

В ноябре 1979 года генерал Гладилин был назначен командующим Военно-транспортной авиацией СССР. Это произошло накануне ввода советских войск в Афганистан.

— Согласно директиве начальника Генерального штаба требовалось произвести рекогносцировку аэродромов этой страны, — рассказывает Владимир Васильевич. — Я сел в кресло второго пилота, и мы отправились по маршруту, по которому позже пошли наши самолеты. После посадки на один из аэродромов разгрузки, начался обстрел душманов. Но мы объехали аэродром и промерили все летное поле.

Вскоре военно-транспортные самолеты начали доставку в Афганистан боевых машин, боеприпасов и других грузов. Но главное, что в ходе рекогносцировки командование Военно-транспортной авиации получило карту этой страны со всеми аэродромами, координатами их расположения, географическими особенностями.

Три месяца генерал Гладилин не выходил из управления, все это время поддерживал связь с Кабулом, руководил действиями военных транспортников. И, конечно, рапортовал о развитии событий в Кремль.

Владимиру Васильевичу доводилось участвовать и в мирных операциях. Например, когда станцию полярников СП-16 льды затащили к Северному полюсу, летчикам пришлось спасать людей и доставлять им продукты.

— Летали на СП-16 с острова Средний, — лаконично поясняет генерал. — А загружались в Ленинграде, на четыре АН-12. Туда и обратно — 3 тысячи километров. С задачей, конечно, справились…

Впрочем, так было всегда. Каким бы сложным не было задание, оно завершалось успешно. Генерал Гладилин, человек с сибирским характером, слов на ветер никогда не бросал.

P.S. В октябре 2013 года на территории Сещинского гарнизонного аэродрома, находящегося в Брянской области, прошел парад и торжественные мероприятия по случаю присвоения военно-транспортному самолёту Ан 124−100 «Руслан», бортовой номер 82032, персонального имени — Владимир Гладилин. На мероприятии присутствовал и прославленный ветеран.

Фото предоставлено автором

Фото автора

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня