Шиитские повстанцы-хуситы в Йемене установили контроль над портом Адена на юге страны. Об этом 6 апреля агентству Sputnik сообщил источник в правоохранительных органах.
— Хуситы захватили полностью контроль над портом Адена, они концентрируются там, несмотря на авиаудары с моря, — заявил собеседник агентства. Ранее сообщалось, что в ходе боев в районе Адена погибли более 50 человек.
Напомним, что в конце марта международная коалиция во главе с Саудовской Аравией начала в Йемене воздушную военную операцию против сторонников шиитского движения «Ансар Аллах» (хуситов), контролирующих большую часть территории страны, в том числе столицу Сану. Цель операции — заставить хуситов и других сторонников экс-президента Али Абдаллы Салеха вернуть власть президенту Абд Раббу Хади, который сбежал из страны.
7 апреля лидер ливанского движения «Хезболла» Сайед Хасан Насралла заявил, что Саудовская Аравия не достигла никаких целей в ходе военной операции в Йемене. Наоборот, авиаудары настроили большинство йеменцев против саудовской монархии.
Отметим, что, по сообщениям СМИ, 5 апреля саудовские силы специального назначения начали наземную военную против хуситов, несмотря на то, что ни о каких планах проведения сухопутной операции силами суннитского альянса официально пока не заявлялось. Отмечалось, что саудовский спецназ участвовал в операции по взятию контроля над островом Перим в стратегически важном Баб-эль-Мандебском проливе, через который идут крупные морские торговые пути.
— Спецназ изолировал остров, а военно-воздушные силы продолжают уничтожать остатки сил хуситов на острове, поддерживаемые иностранными военными специалистами, — заявил он.
31 марта «СП» уже писала о возможности шиитов Йемена заблокировать саудовским танкерам доступ в Европу и Америку путем минирования Баб-эль-Мандебского пролива и обстрела танкеров полученным от Ирана оружием класса «земля-поверхность». Напомним, 27 марта иранское информагентство «Фарс» сообщило: подразделения шиитского движения «Ансар Аллах» готовятся к крупномасштабным военным оборонительным операциям против Саудовской Аравии, в том числе, к перекрытию стратегического Баб-эль-Мандебского пролива. Однако тогда было ясно, что без контроля порта Аден невозможно осуществить блокаду пролива, на долю которого и неразрывно связанного с ним Суэцкого канала, по данным управления по информации в области энергетики (EIA) Министерства энергетики США, приходится почти 15% мирового транзита нефти.
Однако если теперь южный порт находится под контролем хуситов, могут ли они пойти на блокировку нефтеносного маршрута?
Есть еще один важный вопрос: власти Саудовской Аравии сейчас активно стягивают войска в города, расположенные на востоке страны на границе с Йеменом, где сосредоточены основные нефтяные месторождения Королевства. Эксперты высказывают опасения, что в случае, если на этом направлении шииты Йемена, заручившись поддержкой проживающих в Саудовской Аравии шиитов, перейдут в атаку, то Королевство может «затрещать по швам» и распасться на четыре исторических области.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров полагает, что ситуация в Аденском заливе и в Баб-эль-Мандебском проливе зависит от итога переговоров между США и Ираном по поводу снятия санкций с республики.
— Я не думаю, что без команды Ирана лидер ливанского движения «Хезболла» Сайед Хасан Насралла (он принимал активное участие в создании шиитского движения «Ансар Аллах» — «СП») инициирует боевые действия в проливе. Если соглашение не будет подписано, то вполне возможно проведение нескольких показательных пусков ракет в танкер.
В целом, все-таки перекрытие Баб-эль-Мандебского пролива хуситами Ирану не выгодно по той простой причине, что тогда и он не сможет поставлять нефть в Европу через Суэцкий канал. Что касается наступления на Саудовскую Аравию и вообще перспектив Королевства, то предпосылки к его развалу действительно есть. Но пока это очень отдаленная перспектива. Многое будет зависеть от развития ситуации в Саудовской Аравии — будет ли там масштабное восстание шиитов. Пока их саудиты пытаются жестко контролировать, для этого они нагнали армию и спецслужбы в шиитские районы страны.
Директор Исследовательского центра «Ближний Восток — Кавказ» Станислав Тарасов считает, что вряд ли одна из главных нефтеносных артерий — Баб-эль-Мандебский пролив — окажется под угрозой обстрела и минирования хуситами.
— Иран мог бы разыграть «шиитскую карту» в Йемене, но он скован соглашениями по ядерной программе, поэтому и выступает сейчас с позиции миротворца, предлагая различные «дорожные карты» по урегулированию ситуации. Напомню, что к 30 июня должен быть подписан окончательный вариант соглашений по иранской ядерной программе. Поэтому сейчас в блокировании пролива не заинтересован никто, как по геополитическим, так и по экономическим соображениям. Да и выход из конфликта в Йемене, скорее всего, будет решаться политико-дипломатическими путями, хотя, конечно, нынешняя военная фаза может занять определенное время.
Ситуация действительно сложная, тяжело даже анализировать события, потому что, порой, невозможно дать четкие ответы на вопросы, например, по йеменскому кризису. Смотрите сами. Допустим, мы рассматриваем происходящее как продолжение «арабской весны». Главный смысл ее был в свержении диктаторских режимов в пользу так называемой демократии. Однако в разных странах все происходило по-разному, а кое-где к власти попросту приходили исламисты. Когда в Йемене убирали президента Салеха, то говорили: «Убираем диктатора!». К власти пришел Хади — его также убрали, обвиняя в диктаторстве. Кто — хуситы или сунниты — носители идеологии диктаторского режима? Ответить на этот вопрос в череде происходящих событий довольно трудно.
«СП»: — Сейчас Саудовская Аравия активно стягивает войска на востоке страны, где сосредоточено большинство ее нефтяных месторождений. А, учитывая, что боеспособность армии саудитов довольно низкая, по мнению многих экспертов, для Королевства все может закончиться довольно плохо, даже, несмотря на поддержку сил коалиции…
— Теоретически Саудовская Аравия может действительно развалиться на четыре исторических области. Саудиты привыкли дистанционно управлять конфликтами и финансировать различные движения. Уже много говорилось в печати о том, на начальном этапе Саудовская Аравия вместе с Катаром финансировали «Исламское государство"*
Карта Ближнего Востока до недавнего времени была фрагментирована таким образом, что только некие скобы удерживали государства в границах, которые появились после Первой мировой войны. В ходе раздела Османской империи страны Антанты нарезали границы на карте Ближнего Востока таким образом, что какое государство не возьми, везде есть потенциальный очаг сопротивления. Неслучайно президент Турции Тайип Эрдоган однажды обронил такую фразу, что «первая мировая война для Ближнего Востока еще не закончилась».
Соответственно, когда сейчас регион пришел в состояние хаоса, у неких сил появились соблазны сконструировать новые типы государств в новых границах и по конфессиональному признаку. И Саудовская Аравия потенциально оказалась перед вызовом распада. Точно такая же ситуация сейчас в Ираке, Афганистане, Сирии и даже в Египте, президент которого Абдель Фаттах ас-Сиси уже дает понять, что ему не так легко дается удерживать территориальную целостность страны. И тут все будет зависеть от того, как себя поведут главные внешние игроки — США, Европа, Россия, Китай и др. Заинтересованы они в подстегивании процесса фрагментации Ближнего Востока или займут какую-либо другую позицию. Пока же историю активно вершат только Соединенные Штаты, выступая главной дестабилизирующей силой в регионе. Как они себя поведут дальше — в этом интрига.
«СП»: — Во многом США со своей «демократией на экспорт» — виновники нынешнего хаоса в регионе. Принято считать, что это — во многом результат их провальных действий. Однако сложно поверить, что американцы постоянно ошибаются и ничего не смыслят в восточном менталитете. Наверняка они имеют четкие представления о своей роли в переформатировании региона и преследуют свои интересы. На ваш взгляд, в чем они заключаются?
— Сложно понять их интересы, но, думаю, не все их действия объясняются ошибками. Иногда у меня возникает ощущение, что таким образом они готовят определенные зоны для будущего противостояния с Китаем, препятствуя его проникновению в регион путем фрагментации, мол, одна область ваша, другая — наша, поэтому в целом картинка не соберется. В общем, пока действия Штатов в регионе, также как происходящие процессы на Ближнем Востоке носят иррациональный характер.
Кроме того, раньше дипломатия все же носила более открытый характер. Сейчас же введены приемы так называемых «закрытых ящиков». И какой конфликт не возьми, если попытаешься выстроить заявления дипломатов и понять о чем они говорят в действительности, то с вероятностью в 90% упрешься в тупик.
«Управляемый хаос» — родная стихия американцев. Но часто бывает, что они, порождая этот хаос, сами же и натыкаются на проблемы, замечает ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин.
— Видимо, Соединенные Штаты сейчас на Ближнем Востоке пытаются установить подконтрольные себе режимы, в том числе и радикальные, для того, чтобы потом контролировать нефтяной рынок, добычу углеводородов и пути транспортировки. Конечно, такая игра — это, что называется, высший пилотаж, однако никто не знает толком, во что выльется война ИГ с соседними государствами и война хуситов против саудитов.
Казалось бы, Саудовская Аравия — стратегический союзник США, но нет — дело идет к возможному развалу Королевства. В итоге все может закончиться дроблением нефтяного рынка по древнему принципу «разделяй и властвуй». На мой взгляд, нынешняя фрагментация региона выгодна США, поэтому они будут деликатно подстегивать этот процесс, устанавливать подконтрольные режимы и стравливать игроков между собой. Конечно, такая игра только осложнит и без того непростую ситуацию.
* «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Фото: ZUMAPRESS.com/Global Look Press