Как сообщил 17 июня «Коммерсант», саудовский министр обороны, сын короля принц Мухаммед бен Салман намерен посетить Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) и встретиться 19 июня с президентом РФ Владимиром Путиным. Как раз в этот день на форуме запланировано публичное выступление российского президента, а также ряд личных встреч - с греческим премьером Алексисом Ципрасом, бывшими премьерами Франции и Италии Франсуа Фийоном и Романо Проди.
Отмечается, что поездка саудовской делегации станет одной из главных сенсаций ПМЭФ, учитывая тесные связи Эр-Рияда с Вашингтоном, призывающего ключевых союзников поддержать политику санкций против России. Примечательно, что это не только первый визит высокопоставленного представителя Королевства после январского восшествия на трон нового короля Салмана, но и первое посещение РФ саудовской правительственной делегацией после четырех лет конфликта в Сирии. Напомним, что все это время Москва и Эр-Рияд находились по разные стороны баррикад — Россия поддерживает режим Башара Асада, а Саудовская Аравия добивается его свержения.
Пикантность ситуации придает тот факт, что накануне представитель саудовской военной делегации, которая присутствует на проходящем в Кубинке международном военно-техническом форуме «Армия-2015», сделал громкое заявление — Саудовская Аравия намерена обсудить закупку ставших уже легендарными российских оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-Э». К слову, на экспозиции форума «Искандер» представлен в боевом виде, а не в походном, как это бывает во время Парада 9 мая на Красной площади.
Как заметили источники «Коммерсанта» в сфере ОПК, теоретически препятствий к подписанию контракта нет, ОТРК внесены в список продукции, разрешенной к поставке иностранным заказчикам. Так, переговоры о поставках «Искандеров» велись еще в 2005 году с Дамаском, однако так и не нашли продолжения. Кроме того, в поставках ОТРК были заинтересованы Иран, Саудовская Аравия, Малайзия и Индия.
По сведениям СМИ, производственные мощности позволяют приступить к выполнению зарубежных заказов на поставку ОТКР после 2016−2017 годов.
Тем не менее, директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов сомневается в перспективах продажи экспортной версии ОТРК «Искандер» Саудовской Аравии.
— Попытки нашего военно-технического сближения делаются не первый год, но каждый раз со стороны Эр-Рияда происходит обрыв. Всем известна судьба большого контракта, подготовленного Россией в 2007—2009 годах, который с не меньшей помпой обсуждался в мировых СМИ, но так и не состоялся по политическим причинам. Сумма сделки оценивалась тогда в четыре млрд. долларов и включала продажу 150 танков Т-90С, до двух сотен вертолетов (30 Ми-35М и до 120 вертолетов Ми-17 различных модификаций, а также Ми-28НЭ), до 250 БМП-3, зенитных ракетных вооружений — С-300ПМУ-2 или С-400, «Бук-М2Э» и «Панцирь-С1».
Очевидно, что Эр-Рияд сейчас ведет свою игру, которая выстраивается с учетом ситуации в Йемене, где саудовская политика,
Тут надо учитывать и то, что ОТРК «Искандер» — это не просто боевая платформа, а знаковые комплексы, «козырная карта» во всех наших спорах с Западом. «Искандер» знают теперь в мире все — начиная от повара французского ресторана и заканчивая британским слесарем. Поэтому ОТКР и выбран саудитами якобы для покупки.
В то же время саудовское руководство никогда не скрывало, что Россия для него не может быть даже возможным партнером. Более того, Эр-Рияд и в советские времена всегда вел против нас игру, обрушивая цена на нефть, что всегда било по нам.
Но надо заметить, что игра, затеянная Королевством, — все же игра в пользу России. Ситуация демонстрирует наши сильные позиции в мире. Не секрет, что к нам начинают тянуться тогда, когда действительно хотят больно уколоть своего главного партнера — Соединенные Штаты.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров также не верит в серьезность намерений Эр-Рияда приобрести российские ОТРК.
— Несмотря на все последние разногласия, саудиты от союза со Штатами отказываться не собираются. На Аравийском полуострове сосредоточено большое количество американских военных, без которых монархии окажутся беззащитными. Кроме того, ВС Саудовской Аравии оснащены преимущественно американским вооружением.
Я сомневаюсь в том, что все эти разговоры и переговоры о покупке ОТКР вырастут в реальный контракт, но при этом полностью исключать такую возможность нельзя. Дело в том, что сейчас, если все-таки будет подписано соглашение по иранской ядерной программе, то ситуация на Ближнем Востоке начнет кардинально меняться. И тогда саудиты действительно могут стать более покладистыми и более трезвомыслящими.
Что касается встречи принца с Владимиром Путиным, то тут надо понимать, что Мухаммед бен Салман, это, во-первых, новый наследный принц. А во-вторых, еще раз подчеркну, если будет решен вопрос с ядерным досье, то Иран начнет наращивать такую мощь, что Королевству будет очень сложно что-то противопоставить Тегерану в Йемене, Сирии и Ираке. Отсюда заинтересованность саудитов в том, чтобы в такой ситуации хоть как-то «нейтрализовать» Россию. Возможно, Эр-Рияд надеется, что мы все-таки повременим с поставками Ирану С-300.