Минфин Украины пытается решить проблему долга России в досудебном порядке
В 2011 году российские танкостроители потерпели самое, наверное, чувствительное поражение в своей истории. Они упустили чрезвычайно выгодный контракт с Таиландом на 240 миллионов долларов. За право поставить в эту страну два батальонных комплекта современных основных боевых танков тогда боролись производители наших Т-90С, германских «Леопардов-2», украинских Т-84 «Оплот-Т» и южнокорейских «Hyundai Rotem» К1А1. Победили украинцы с их «Оплотом-Т».
Россия неудачу переживала весьма болезненно. Прежде всего, жаль было, конечно, упущенных денег. К тому же совершенно не радовало укрепление в Юго-Восточной Азии позиций наших прямых конкурентов с Украины. Поскольку у Т-90 и Т-84 общие конструкционные и технологические корни, у них схожие достоинства и недостатки. Продиктованные, прежде всего, схожей архитектурой танков. Ее суть в том, что и там, и там в боевом отделении боеприпасы находятся рядом с экипажем. А это резко снижает возможности спасения людей при поражении машины на поле боя.
Как известно, в России в последние годы сумели преодолеть эту беду, создав принципиально новый танк — Т-14 «Армата» с необитаемой башней. Но «Армату» мы пока намерены делать лишь для собственной армии и на экспорт не предлагаем. Поэтому и ведем речь с иностранцами исключительно про Т-90. На тех же рынках Украина предлагает и свои «Оплоты».
В этой борьбе в Таиланде в 2011 году мы проиграли. Однако теперь, четыре с небольшим года спустя, у Москвы внезапно появилась возможность реванша. По сообщениям таиландских СМИ, тамошние военные чрезвычайно разочарованы необязательностью Киева, сорвавшего все мыслимые сроки поставок танков.
Исполнение контракта обеими сторонами было запланировано на конец 2014 года. Но и сегодня, спустя год, вместо оговоренных 49 «Оплотов» и двух бронированных ремонтно-эксплуатационных машин БРЭМ-84 «Атлет» заказчики получили всего десять «Оплотов». При этом первые пять из них доставили в Таиланд только 4 февраля 2014 года, за несколько месяцев до оговоренного срока завершения всей сделки. Чтобы довезти туда же хотя бы следующую пятерку, «Укрспецэкспорту» понадобилось еще больше года. Вторая партия давно оплаченных танков в Таиланд поступила лишь 31 мая 2015 года.
Минфин Украины пытается решить проблему долга России в досудебном порядке
В Киеве утверждают, что еще десятка «Оплотов» будет готова к апрелю 2016 года. Но даже если поверить в такое — когда заказчику ждать еще 29 боевых машин? Особенно, если учесть, что технологический цикл каждой в Харькове занимает аж девять месяцев. То есть, примешься за очередной «Оплот» в январе 2016-го — получишь его только к октябрю.
За хронические срывы производства боевой техники на харьковском ГП «Завод имени В.А.Малышева» за последний год одного за другим уволили двух генеральных директоров. Это не помогло. Причины неудач характерны для современной Украины. Как выяснилось, к 2012 году конвейер без единого заказа простоял целых десять лет. По словам одного из бывших директоров завода Николая Белова, производство на некогда лучшем в Советском Союзе танкостроительном заводе, на котором перед Великой Отечественной войной начинался выпуск легендарных «тридцатьчетверок», разворовано, безвозвратно утеряна часть оборудования и технологий. Персонал добивают хронические задержки заработной платы.
Бесконечные ссылки украинцев на форс-мажор, связанный с войной в Донбассе, и просьбы сжалиться и подождать еще немного, видимо, надоели даже терпеливым азиатам. В Бангкоке размышляют над расторжением сделки. А пока создали специальный комитет, которому предстоит найти выход из тупиковой ситуации.
Собственно, полагают в военном ведомстве Таиланда, выходов может быть всего два. Либо российский танк Т-90 (в вариантах Т-90С или Т-90МС), либо китайский VT4/MBT-3000. Ни о «Леопардах», ни о «Hyundai Rotem» К1А1 теперь речи не идет — калибром не вышли. Сухопутным войскам Таиланда теперь нужны машины исключительно с 125-мм гладкоствольной пушкой. Как у нашего танка или у китайского. А у «немца» и «южнокорейца» натовский стандарт. То есть 120-мм орудие. Купишь такие — не будешь знать, как совместить их с той десяткой «Оплотов», что уже получены и поставлены на вооружение таиландских кавалерийских батальонов. На «украинцах"-то 125-мм орудия.
Что важно: решение отказаться от услуг Киева в перевооружении своих танкистов в Бангкоке, судя, по всему, зрело давно. Во всяком случае, их представители в мае 2015 года успели побывать в Нижнем Тагиле на «Уралвагонзаводе», который производит Т-90. А потом, в октябре, посетили еще и танкостроительный завод № 617 китайской компании Inner Mongolia First Machinery Group. В ближайшие месяцы предстоит провести анализ полученных предложений и принять решение. И очень даже может быть, что оно будет в пользу именно российского Т-90.
Во-первых, потому что, по сообщению все тех же источников в Таиланде, «Уралвагонзавод» выставил цену куда более скромную, чем его китайские конкуренты.
Во-вторых, наш танк таиландские военные вдоль и поперек изучили еще в 2011 году и все про него знают. А раз снова намерены рассмотреть вопрос с его покупкой, значит, знают с хорошей стороны.
В-третьих, в отличие от конкурентов, наша машина в модификации Т-90А воюет прямо сегодня. В Сирии, под Алеппо. И, скажем, установленный на этом танке комплекс оптико-электронного подавления противотанковых средств «Штора-1» впервые в реальном бою ежедневно доказывает, что его наличие значительно увеличивает шансы танкистов на победу. Может ли быть более красноречивая реклама?
Правда, на Т-90С, предложенном ранее Таиланду, «Штора-1» отсутствовала. Ее заменяли дополнительные блоки встроенной динамической защиты. Ну, так с 2011 года много воды утекло. Да и с появлением Т-90А в Сирии комплекс оптико-электронного подавления, надо полагать, перестал быть тщательно охраняемой военной тайной.
В-четвертых, военные многих стран уже накопили достаточный опыт эксплуатации российского танка. Например, в Индии, где на вооружении стоят 300 Т-90С. Или в Алжире, который с 2006 года приобрел у нас 308 этих машин. Кстати, на днях очередная партия российских танков доставлена в алжирский порт в Оран на транспортном судне Ocean Pride.
Ну, а что же с перспективами «Оплотов»? Весь нынешний год харьковские танкостроители жили надеждами, что им обломится еще более лакомый кусок — контракт на поставку 300 основных боевых танков Пакистану. Минувшим летом и осенью в этой стране детище харьковчан на испытаниях в жаркой пустынной местности успешно конкурировало с китайскими машинами. Сначала — с экспортной модификацией китайского танка VT4/MBT-3000. А потом, когда VT-4/MBT-3000 гонки не выдержал, — и с Type-99, который состоит на вооружении Народно-освободительной армии Китая и на экспорт до сей поры не предлагался.
Украинские националисты угрожают смести нынешний режим
По сведениям из различных источников, пакистанские военные отдают предпочтение Type-99 с условием, что лицензионное производство будет развернуто в их стране. Пекин не согласен. В этих условиях вроде бы растут шансы «Оплотов». Правда, лишь при выполнении условий Исламабада, что на харьковский танк установят боевой модуль местного производства, а 60 процентов комплектующих для Т-84 станут производить в Пакистане.
Да ради Бога! В Киеве уже потирали руки и радовались, что десятки заводов будут обеспечены работой на очень долгое время. В случае успеха, это стало бы логичным продолжением крупнейшей оружейной сделки в истории украинского военно-технического сотрудничества. Той самой, в которой в 1997- 1999 годах Пакистану было продано Киевом 320 новых основных боевых танков Т-80УД на общую сумму около 580 миллионов долларов.
Поэтому так некстати для Украины этот давно назревавший скандал с таиландским контрактом. В таких условиях предлагать на подпись украинцам куда более масштабную сделку со стороны Исламабада выглядит чистым безумием.
Если обещанные и давно оплаченные 49 «Оплотов» Таиланду приходится ждать годами, когда же в Харькове наклепают в шесть раз больше боевых машин для Пакистана?