Говорить о возможности наземной военной операции США и из союзников против террористической группировки «Исламское государство» * в Ливии пока рано. Об этом 28 января заявил официальный представитель Пентагона Питер Кук.
— Мы обеспокоены усилением ИГ в других местах (помимо Ирака и Сирии), и Ливия — в их числе, — сказал он журналистам. По его словам, «США пристально следят за ситуацией вместе с партнерами, у которых такие же опасения».
Однако он не ответил на вопрос, находятся ли сейчас американские военные в этой стране.
— Я знаю, что раньше они там были. Но сейчас не могу сказать о диспозиции, — отметил Кук.
Напомним, 26 января издание The New York Times сообщило о том, что Пентагон активно занимается сбором разведданных в Ливии. Параллельно администрация США разрабатывает планы по открытию третьего фронта — помимо Сирии и Ирака — для борьбы с «Исламским государством» на территории североафриканской страны. Как сообщили NYT источники в Белом доме, операция в Ливии может начаться в ближайшие недели. Ожидается, что США будут проводить ее вместе с европейскими союзниками — Францией, Италией и Великобританией. Глава Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал Джозеф Данфорд заявил журналистам, что удары по ячейкам боевиков ИГ в Ливии «воздвигнут брандмауэр», который изолирует этот «фронт» от сторонников террористов в Северной и Тропической Африке.
Как замечает Financial Times, США уже наносили по Ливии как минимум один авиаудар: в ноябре был убит Абу Набиль, которого Пентагон называл одним из лидеров ИГИЛ в Ливии. Кроме того, американские военные уже несколько месяцев посещают страну, чтобы наладить контакты с местными военизированными группировками и их лидерами. Так, в декабре 2015 года разразился скандал, похожий на комедию, когда группе спецназа ВС США, которая находилась с секретной миссией в Ливии, пришлось спешно покинуть территорию страны, после того как их присутствие было предано огласке в социальных сетях.
В мае 2015 года британская газета The Guardian сообщила, что для борьбы с нелегальной миграцией из Ливии государства ЕС могут согласиться на проведение сухопутной военной операции. Тогда в распоряжении издания оказался 19-страничный документ, где была прописана стратегия по ограничению притока беженцев в Европу. Помимо авиации и флота не исключалось использование войск на суше.
Западные СМИ отмечают, что хаос и нестабильность, которые воцарились в Ливии после гражданской войны и западной кампании по свержению Каддафи, «создали простор для расцвета ИГ и других военизированных группировок». Запад сильно встревожился, когда ИГ, контролирующее длинный отрезок побережья вокруг Сирта, обстреляло ряд нефтяных объектов из тяжелых вооружений. В то же самое время западные чиновники опасаются, что новая военная интервенция извне станет помехой для создания правительства национального единства в Ливии.
Напомним, что в Ливии сформировались два противоборствующих правительства. Одно, международно признанное, базируется в городе Тобрук и опирается на «Ливийскую национальную армию» генерала Халифы Хафтара. Другое, представленное происламским Всеобщим нацконгрессом, удерживает столицу Триполи. Под его знаменем воюют бригады бывших повстанцев, объединенные в коалицию «Щит Ливии», связанную с «Братьями-мусульманами» **.
В октябре 2015-го после долгих переговоров конфликтующие стороны сумели договориться по кандидатам на должности в правительстве национального согласия: его возглавил архитектор по образованию Фаджис Саррадш. 19 января в Ливии были названы члены нового правительства национального единства, сформированного согласно плану, который поддержала ООН. Однако 25 января признанный международным сообществом парламент Ливии отклонил состав кабмина, сформированного при участии ООН.
Военный эксперт Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид) замечает: несмотря на отсутствие границ с Ираком и Сирией в Ливии реально действует «Исламское государство».
— Весной 2014-ого из Сирии и Ирака на родину вернулось около 500 ливийцев, причем они не бежали, а именно были посланы «халифатом». Тем более что попасть в Ливию — не проблема, можно даже по морю через ту же Турцию.
В Дерне они создали «Шуру исламской молодежи», которая позже принесла присягу «халифу» Аль-Багдади приехавшим специально для этого случая представителям ИГ — йеменцу Абу аль-Бару аль-Азиди и саудиту Али Хабиба аль-Джазрави. Постепенно она через пропаганду стала перевербовывать местных исламистов. Всего за год численность боевиков ИГ выросла до пять тысяч человек. Сейчас их в Ливии — 8−10 тысяч. Они захватили расположенный на побережье Сирт — родной город Муамара Каддафи, и активно действуют в основном в районе «нефтяного полумесяца», как называют побережье залива Большой Сирт.
Кроме того, боевики ИГ продолжают вести активную пропаганду, в первую очередь, нацеленную на города Мисурата и Зинтан. А для ИГ крайне важна Мисурата, поскольку город расположен недалеко от Сирта. Так, идеолог ИГ в Ливии Абу-Муад аль-Баркави от имени «Шуры исламской молодежи» публиковал несколько писем с призывом к «мисуратской молодежи» присоединяться к «халифату».
Также в ряды ливийского ИГ активно вливаются добровольцы из Туниса, Алжира, Мали, Чада и Нигера. Молодежь пока только начинает приносить присягу ИГ, но пропаганда, как известно, у «халифата» работает будь здоров. И, в принципе, противостоять ИГ в Ливии особо некому, поскольку коалиции «Достоинство» и «Рассвет» довольно рыхлые группировки.
Что касается США, то американцы пока только обозначают свое присутствие в Ливии, но ничего серьезного они предпринимать не будут. Хотя им есть, где создать плацдарм для наступления — на востоке страны в Тобруке. Дело в том, что полусветский генерал-лейтенант Халифа Хафтар, командующий вооруженными силами в Тобруке (ранее был полковником армии Каддафи, по некоторым данным, — агент ЦРУ — «СП»), располагает серьезными силами. Их можно было бы поддержать, но американцы вряд ли будут туда влезать. В лучшем случае — пошлют небольшие группы спецназа, советников и наблюдателей.
Доцент факультета международной политики МГУ им. Ломоносова Алексей Фененко сомневается в том, что Пентагон в Ливии ждет успех.
— Проводить наземную операцию в Ливии — довольно непростое дело. Во-первых, там сейчас довольно сложная ситуация из-за соперничества разных племен.
Во-вторых, для сухопутных войск необходимо создавать военно-стратегический плацдарм — базы развертывания. А это не только долго, но и сложно в том плане, что Египет или Алжир вряд ли предоставят свои территории для развёртывания американских объектов. Что касается Италии, то там, по идее, можно создать некий плацдарм, но все равно этого будет недостаточно для развертывания серьезных сил, даже из состава Корпуса морской пехоты.
Массированное применение авиации — более реальный сценарий, однако, как показывает практика, одни удары с воздуха без закрепления успеха на земле мало что решают.
Руководитель центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН Владимир Батюк обращает внимание на то, что ни президент США, ни министр обороны, ни командующий AFRICOM (Африканское командование вооружённых сил США) по поводу операции в Ливии еще не высказывались.
— По всей видимости, решение еще не принято, просто циркулируют слухи на эту тему. Так что пока можно строить только предположения. Отмечу, что операция НАТО под кодовым наименованием «Рассвет Одиссея» («Одиссея. Рассвет», «Рассвет одиссеи», «Рассвет Одиссея», «Начало одиссеи») по свержению Каддафи в 2011 году до сих пор воспринимается в самих Штатах как не самый лучший образец американской внешней и военной политики. Мы помним, что за этим последовало — разгром здания американского консульства в Бенгази на востоке Ливии, зверское убийство посла…
Все это не очень-то способствует принятию решения о проведении масштабной наземной операции в Ливии, которая, конечно, приведет к серьезным потерям, а также к обострению ситуации на севере Африки и в мире в целом. Это особенно трудно будет сделать администрации президента, которая, собственно, уже сдает дела. Поэтому все ограничится присутствием американского спецназа и ЦРУ. Конечно, может быть принято решение о задействовании авиации, но вряд ли это будет какое-то широкомасштабное действие.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров считает, что США не решатся вводить войска в Ливию, если только не подтолкнут к этому союзников по НАТО — Италию, для которой усиление там ИГ опасно в первую очередь (в плане терактов), Францию.
— Можно, конечно, взять Триполи, зачистив его от «Братьев-мусульман». Но у США сейчас первоочередная задача — успешно провести операции в Сирии и Ираке с опорой на коалицию «Демократические силы Сирии» (в САР) и шиитские милиции с пешмерга (в Ираке). То есть взять столицу ИГ — Ракку и второй по величине город в Ираке — Мосул. Иначе их имидж борцов с мировым террором сильно пострадает.
«СП»: — Правительство в Багдаде говорит, что не допустит размещения американских войск на своей территории.
— США будут действовать с территории Иракского Курдистана. По всей видимости, — в обмен на возможность Барзани провести в августе референдум о независимости Иракского Курдистана.
* «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** Решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 года организация признана террористической и деятельность её на территории Российской Федерации запрещена.