США впервые создали на севере Ирака «базу огневой поддержки» для борьбы против боевиков «Исламского государства» *. Об этом сообщила американская телекомпания CNN.
Объект расположен недалеко от города Махмур в Иракском Курдистане, там несут службу «пара сотен» морских пехотинцев США из 26-го экспедиционного подразделения 5-го флота США. На базе размещены дальнобойные артиллерийские орудия, которые планируется использовать для поддержки иракских войск в борьбе против ИГ. А именно — для охраны тренировочного лагеря, где американские инструкторы обучают иракских солдат и офицеров, а также в будущей операции по освобождению от ИГ второго по величине города Ирака — Мосула.
Эту информацию уже подтвердил представитель Пентагона Питер Кук, комментируя 19 марта гибель одного из военнослужащих. «Морской пехотинец США, который защищал огневые позиции на недавно организованной базе коалиции близ Махмура на севере Ирака, был убит после того, как попал под ракетный огонь ИГ». Известно, что еще трое морпехов были ранены. Американские военные утверждают, что собирались сообщить о существовании базы уже на этой неделе, но боевики ИГ их «опередили»: предположительно, исламисты заметили перемещения американских солдат и открыли по ним огонь с расстояния примерно в 15 километров.
Исходя из открытых данных, известно, что ранее на этой базе произошел еще один инцидент — самолет со спецназом США на борту совершил аварийную посадку «в результате технического сбоя». Как заявил представитель коалиционных сил в Ираке The Associated Press, ни один из членов экипажа тогда не пострадал. Понятно, что данные инциденты, по сути, рассекретили американский объект в Иракском Курдистане на стадии его развертывания. Страшно подумать, какое количество «остроумных» замечаний и едкий выпадов мы увидели в прессе и интернете, если бы что-то подобное произошло с российскими ВС в Сирии…
О том, что Махмур будет стартовой точкой массированного наступления на Мосул (расположен от него в 70 км) и что там уже сосредотачиваются ВС Ирака, стало известно в феврале этого года. В начале марта командующий операцией по освобождению Мосула Наджм аль-Джабури пояснил, что для штурма будут привлечены 15-ая и 16-ая дивизии иракской армии, а также около пяти тысяч полицейских из провинции Найнава. Командующий операцией также заявил, что в сотрудничестве с ООН и Региональным правительством Курдистана для жителей Мосула будут открыты 13 маршрутов эвакуации.
Также сообщалось, что ополчение иракских курдов (пешмерга) и шиитская милиция примут участие в операции только в качестве поддерживающих сил. Судя по всему, логика следующая: Мосул — преимущественно суннитский город, и именно из-за опасений конфликтов по религиозному признаку ни пешмерга, ни курды не привлекаются на роль основной ударной силы, хотя они значительно боеспособнее подразделений национальных ВС. Курдские военные чиновники заверяют, что иракские войска ни в коем случае не останутся в Курдистане, и покинут Махмур сразу после освобождения Мосула.
Напомним, что в середине января было официально объявлено о «новой стратегии Пентагона по уничтожению ИГ». Суть ее в том, что американцы готовятся к захвату двух главных бастионов «халифата» — иракского Мосула и сирийской Ракки, причем в основном местными силами. Тогда министр обороны США Эштон Картер заявил, что в ближайшее время в Ирак должно быть переброшено 1800 человек из состава элитной 101-й воздушно-десантной дивизии США (неофициальное название частей дивизии — «Кричащие орлы» (Screaming Eagles)), которые примут участие в боях против ИГ.
Отметим, что на пути освобождения сирийской Ракки у Пентагона возникло множество проблем (читайте об этом в материале «СП» — «Россия заходит на Ракку через Пальмиру»). Но есть ли шансы у США успешно провести операцию по штурму двухмилионного Мосула?
Американцам нужно поддерживать имидж борцов с мировым терроризмом, поэтому им необходима крупная военная победа. Такой победой может быть либо взятие столицы «халифата» в Сирии — Ракки, города одноименной провинции, либо второго по величине города в Ираке — Мосула, замечает военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев.
— В частности, такая победа нужна Бараку Обаме, чтобы выставить это как достижение, пусть и под конец своего президентского срока. С этой точки зрения штурм Мосула возможен. Другой вопрос — насколько эффективно будут действовать подразделения иракской армии, ведь, как мы знаем, они особых успехов в борьбе с ИГ ни разу не продемонстрировали. А тут цель — огромный город, для освобождения которого нужен солидный опыт городских боестолкновений. Там можно воевать, что называется, бесконечно, учитывая, что в рядах ИГ много профессиональных военных — бывших офицеров и бойцов армии Саддама Хусейна, прекрасно ориентирующихся в местных условиях.
Я напомню, что исламисты взяли Мосул практически с ходу — правительственные силы сдали его практически без боя. Но быстрой операции по его освобождению не получится — сейчас город хорошо укреплен, исламисты со знанием дела возвели инженерные заграждения, тем более что со строительной техникой ни в Сирии, ни в Ираке проблем нет.
Так что пешмерга и шиитские формирования могут окружить Мосул, но вот что будет дальше — непонятно. Вряд ли с лидерами ИГ удастся договориться, чтобы они сдали город. А для штурма нужно большое количество артиллерии, бронетехники, которую в условиях городской застройки исламисты непременно будут жечь — теми же американскими противотанковыми комплексами. Я уж не говорю, что, привлекая такие разнородные силы к наступлению на Мосул, нужна отличная координация, чтобы не было потерь от дружественного огня. Кроме того, боевики будут постоянно контратаковать, используя в том числе и подземные коммуникации. В общем, на мой взгляд, операция по штурму Мосула обречена принять затяжной характер, причем похлеще, чем в сирийском Алеппо.
История про обстрел американских морпехов боевиками ИГ выглядит правдоподобно. Исламисты в Ираке и Сирии захватили достаточное количество РСЗО «Град», которые даже старыми ракетами обеспечивают радиус поражения до 20 км, отмечает член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский.
— Что касается американского присутствия в Иракском Курдистане, то понятно, что речь не идет о батальонных тактических группах. Переброшены советники, подразделения спецназа, в том числе ГСпН передовых авиационных наводчиков.
Честно говоря, план по штурму Мосула вызывает некий скепсис, поскольку правительственные войска (по сути, суннитские), на которых вроде как возложена основная миссия, особых успехов не демонстрировали, в отличие от курдов и формирований иракского шиитского ополчения. Последние, напомню, действуют не только в Ираке, но и в Сирии — в частности, в провинции Алеппо. Но этим силам вроде как отведена роль обеспечения. Мосул же имеет большую зону промышленной застройки, бетонные высотные здания в центре, в которых можно организовать хорошо укрепленные оборонительные позиции. То есть в Мосуле типичных для Востока одноэтажных глинобитных домов не так уж и много, в этом он очень похож на Алеппо с его сплошной железобетонной застройкой.
По-хорошему, штурм Мосула должен сводиться к следующему — окружение с целью лишить бандформирования снабжения, предоставление коридоров для выхода мирных граждан с обязательной их «фильтрацией» - примерно как в свое время наши войска брали Грозный. А потом — заравнивание артиллерией и авиацией того, что осталось.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин обращает внимание на то, что хотя США не хотят привлекать курдов к участию в штурме, однако на самом деле в этой операции делается ставка именно на них. Дело в том, что 15-я и 16-я дивизии в свое время формировались именно на базе курдского ополчения пешмерга.
— Успех операции на Мосульском направлении зависит от ресурсов, которые США могут и будут закачивать, в первую очередь, в курдов, а не в иракскую армию. От последней особого толка нет. Кроме того, ВС Ирака, как и центральное правительство в Багдаде, сейчас больше находятся под контролем Ирана. В силу этого Соединенные Штаты будут ограничено им помогать. А так операция по взятию Мосула по определению должна быть масштабной. И в этом смысле тех сил, которыми сейчас располагают США на иракском ТВД (имеется в виду ВВС и армейская авиация), явно недостаточно.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена