Только твёрдость в отношениях с Западом спасёт нас от потери влияния на постсоветском пространстве
Главнокомандующий Воздушно-Космическими силами генерал-лейтенант Виктор Бондарев сообщил о создании в Крыму уникального полигона, предназначенного для испытаний перспективных типов самолетов и вертолетов, а также новых боеприпасов и бортовой аппаратуры. Его уникальность заключается в оснащении полигона контрольно-измерительной техникой нового поколения. Мощная телеметрия, работающая с высокой степенью дискретности, способна отслеживать не только полет летательных аппаратов, но и полностью траекторию боеприпасов от запуска до подрыва с измерением целого ряда параметров.
Полигон получил название «Чауда» — по названию мыса, на котором он расположен. Главнокомандующий квалифицировал Чауду как первый полигон современного качества, который будет обслуживать ВКС. На нем будут работать летчики-испытатели ГЛИЦ им. Чкалова (Государственного летно-испытательного центра). Сейчас испытания новой авиатехники проводятся в Ахтубинске Астраханской области, где и базируется ГЛИЦ. О том, станет ли Чауда филиалом Ахтубинска, или же командование Центра переберется в Крым, главнокомандующий не сообщил.
Создание новых военных баз — дело не только хлопотное, но и дорогостоящее. В связи с чем возникает вполне естественный вопрос: а не проще ли было бы внедрить новую испытательную аппаратуру на старом полигоне с устоявшейся инфраструктурой и накопившим громадный опыт штатом специалистов? Ведь Центр базируется в Астраханской области с 1949 года. К тому же в этом регионе для полетов гораздо просторнее, чем в Крыму.
На первый взгляд, главный мотив, может быть, и единственный — чисто политический. То есть присутствие на полуострове мощной военной базы должно умерить пыл желающих вернуть Крым Украине. Так сказать, Севастополь — это, конечно, хорошо и очень солидно, но пусть наряду с флотом будет еще и авиация.
Однако существуют и вполне практичные мотивы, направленные на повышение мастерства российских пилотов. Дело в том, что рельеф, климат и прочие географические параметры в районе полигона напоминают сирийские. И командование ВКС хотело бы закрепить боевой опыт, приобретенный русскими летчиками во время нанесения воздушных ударов по позициям игиловцев*. Как сообщил главнокомандующий, расстановка мишеней и их профиль будут, в частности, напоминать караваны автоцистерн, в которых террористы возили ворованную нефть в Турцию.
Есть и еще один момент, также вполне прагматичный. Географические параметры региона также близки и к турецким. Да и Турция совсем рядом. И крайне полезно держать энное количество боевых самолетов поблизости от непредсказуемого соседа. Не страна, конечно, непредсказуема, а ее нынешний президент.
Только твёрдость в отношениях с Западом спасёт нас от потери влияния на постсоветском пространстве
Что же касается Вооруженных сил Украины, то они, естественно, существенной угрозы не представляют. Правда, может быть, придется пару раз пройти для острастки на бреющем, если каким-либо маргиналам из какого-нибудь полукриминального батальона вздумается сунуться на полуостров.
На полигоне будут базироваться самолеты и вертолеты широкого спектра боевых возможностей. И истребители, и штурмовики, и палубные самолеты, и ударные вертолеты, и спасательные. Самым мощным, по словам Бондарева, будет дальний бомбардировщик Ту-22М3. При этом помимо испытаний новой техники в Крыму будет осуществляться летная подготовка российских пилотов. Логично предположить, что пилоты, воевавшие в Сирии, будут передавать свой опыт курсантам.
Почему украинцы сбили Ту-154
Виктор Бондарев представляет полигон как абсолютно новый. Однако это справедливо лишь в отношении новейшей техники, которая на нем будет эксплуатироваться. Место же это давно прекрасно известно отечественным летчикам и авиационным технарям. А также заморским шпионам, для обуздания которых на мысе в 50-е годы прошлого века был введен пропускной режим.
До 1991 года здесь существовал полигон 3-го Научно-исследовательского Краснознаменного института (ГНИКИ) ВВС им. В.П.Чкалова, в/ч 36851-А. В момент основания, в 1952 году, он назывался Летно-испытательный центр НИИ-15 ВВС ВМС. Здесь испытывались практически все самолеты и вертолеты морской авиации.
В частности, прошли полный цикл испытаний и получили добро на запуск в серийное производство вертолет-вагон Як-24, гидросамолет Бе-12 «Чайка», противолодочные самолеты Ил-38 и Ту-142, самолет с вертикальным взлетом и посадкой Як-38, вертолеты морской авиации Ка-25, Ка-27, Ка-29, Ка-32, Ми-14, самолеты Су-27КР, МиГ-29К, Ил-76МДПС.
Здесь испытывались различные системы вооружений — торпеды, глубинные бомбы, противолодочные буи. А также средства экстренного спасения экипажа. Прославленный испытатель Юрий Гарнаев доводил до ума систему аварийного отстреливания лопастей вертолета Ми-4. Здесь отрабатывалась технология катапультируемых кресел различных типов и даже десантируемых с Ан-12ПС дистанционно-управляемых спасательных катеров «Ёрш».
На полигоне, располагавшемся неподалеку от Феодосии, работал целый ряд испытателей, вписавших свои имена в историю отечественной авиации. Случались трагедии. Одной из наиболее опасных и героических специализаций было испытание авиационных катапульт. Одним их таких героев был Валентин Иванович Данилович (1936 — 1970). Он был мастером спорта СССР по парашютному спорту. Сергей Павлович Королев включил его в отряд космонавтов, готовившихся для полетов на Луну. Данилович испытывал скафандр, предназначенный для выхода в открытый космос, в условиях искусственно созданной на борту Ту-104 невесомости.
Но самым сложным и опасным было испытание авиационных катапульт. В 1970 году Данилович героически погиб во время испытания катапульты К-36, совершив прыжок с самолета Су-7Л.
Чауда тесно связана и с отечественной космонавтикой. Именно здесь первый отряд космонавтов проходил тренировки на выживаемость в случае морского приводнения. Здесь испытывались многокупольные парашютные системы возвращаемых космических аппаратов «Восход» и «Союз».
После того, как Крым отошел к Украине, все пошло прахом. На мысе Чауда начал действовать Государственный авиационный научно-испытательный центр Министерства обороны Украины (ГАНИЦ МОУ). И если в 3-е управление ГНИКИ попадали служить только опытные летчики-испытатели и инженеры из академии Жуковского, преимущественно с красными дипломами, то в 90-е годы начался приток «специалистов» низкой квалификации. Деградация достигла такой степени, что именно с Чауды, где должна быть военная элита, а не «чайники» из какой-нибудь заштатной воинской части, в 2001 году был сбит Ту-154, следовавший рейсом Тель-Авив — Новосибирск.
Ветераны 3-го управления Центра им. Чкалова вспоминают, что на Чауде эксплуатировались эффективные системы внешнетраекторных измерений как в оптическом («Вега»), так и в радиолокационном («Кама») диапазонах. Однако они находятся в плачевном состоянии в результате эксплуатации некомпетентными украинскими сотрудниками ГАНИЦ МОУ. К тому же появилась более современная аппаратура, которая будет внедряться на возвращенном России полигоне.
Из всего вышесказанного следует, что Чауда — отнюдь не новый полигон, в создание которого с нуля необходимо было бы вложить громадные средства. И выбор на него пал не только из-за политических соображений. Новому роду войск — ВКС — требовался полигон, где можно было бы не только отрабатывать совместную работу авиации и спутниковых систем, но и шлифовать приемы взаимодействия с другими родами войск. В данном случае с ВМФ, включая корабли, подводные лодки и морскую авиацию. Нанесение испытательных и тренировочных ударов будет производиться по всем четырем возможным направлениям: берег-море, море-берег, берег-берег, море-море.
Еще лет пять мы будем вынуждены строить подлодки, спроектированные около сорока лет назад
В начале статьи мы рассматривали вариант использования для ВКС старых полигонов в Астраханской области. Однако этот регион соответствует не всем требованиям, выдвинутым командованием ВКС к географическому расположению своего главного полигона:
— наличие стационарного аэродрома;
— незамерзающая морская акватория с малыми (менее 100 м) и большими (до 1500 м) глубинами;
— климатические условия, обеспечивающие минимальное влияние на сроки проведения испытаний;
— развитая инфраструктура в местах расположения подразделений;
— наличие сухопутного полигона для отработки задач по наземным объектам;
— наличие морского полигона с протяженностью трассы для пуска авиационных средств поражения не менее 300−350 км;
— наличие квалифицированного летного, испытательного и инженерно-технического персонала для проведения испытаний.
Полигон Чауда в полной мере соответствует всем этим требованиям. Ну, или почти всем. Не слишком высокий уровень профессионализма сотрудников бывшего украинского полигона можно повысить за счет привлечения свежих сил с материка. Можно предположить, что служить в комфортных условиях Крыма согласятся многие специалисты.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.