Почему премьер-министр республики высказался против референдума о вступлении в Россию
В украинских СМИ появились сенсационные фотографии железнодорожного эшелона, без особой огласки прибывшего в эту страну из Белоруссии. На открытых платформах — недавно поставленные на конвейер в Минске колесные шасси МЗКТ-6922 для зенитно-ракетных комплексов. Украинский журналист не скрывает восторга: Александр Лукашенко «дает нам возможность создать оружие, которое будет сбивать самолеты только одной страны — России».
Однако прежде — о том, что такое шасси МЗКТ-6922 и для чего оно может пригодиться Киеву?
Новая машина создана относительно недавно и очень быстро. В 2006 году в Москве состоялась защита технического проекта, а уже в 2007-м в нашей стране на сверкающее свежей краской шасси установили первый самоходный зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2Э». Далее белорусские изделия стали использовать и для прочих современных зенитно-ракетных комплексов дивизионного звена российских Сухопутных войск — «Бук-М2» и «Оса-1Т» 9К33−1Т.
Успех МЗКТ-6922 предопределили его технические характеристики. Расчет — три человека. В отличие от шасси БАЗ-5937, использовавшегося в прежних версиях ЗРК «Оса», новая машина не амфибийная. Но способна быстро продвигаться практически по любым дорогам, поскольку легко меняет клиренс, оснащена средствами навигации, топопривязки, связи, жизнеобеспечения и электропитания. Вес и габариты позволяют сконструированные на основе МЗКТ-6922 зенитно-ракетные комплексы быстро перебрасывать по воздуху на военно-транспортных самолетах Ил-76.
Словом, горячая заинтересованность России в этом изделии Минского завода колесных тягачей абсолютно прозрачна. Но в чем интерес Киева, доселе неспособного к самостоятельному производству собственных эффективных средств противовоздушной обороны? Как выясняется, в одиночку — да, пока неспособен. Но с помощью белорусов — вполне.
Все началось задолго до известных трагических событий на киевском Майдане. Белорусское предприятие «Тетраэдр» и киевское КБ «Луч» еще в 2009 году приступили к совместной модернизации доставшихся обеим странам от СССР зенитно-ракетных комплексов «Оса-АКМ». Интерес к затее военных обеих стран очевиден. Серийное производство этого ЗРК СССР прекратил еще в 1989 году. Между тем, и в украинских, и в белорусских арсеналах устаревших «Ос» и сегодня немало. Порядка 125 ЗРК - у Киева и около 48 — у Минска.
Для новой машины шасси взяли то самое — разработанное совместно с Россией и уже готовое МЗКТ-6922. Поставили новую электронику, что повысило помехозащищенность комплекса. Разработали комбинированную оптико-электронную систему наведения с тепловизионными каналами и лазерным дальномером.
То, что получилось в итоге совместной работы украинских и белорусских конструкторов, назвали зенитно-ракетным комплексом малой дальности Т-38 «Стилет». Как утверждают авторы, за сравнительно небольшие деньги получилось оружие, эффективность поражения целей которым сравнима с той, что у российского самоходного зенитного ракетно-пушечного комплекса малой дальности"Панцирь-1С".
Воздушного противника «Стилет» способен обнаруживать на дальности до 40 километров. Причем, одновременно до 48 целей. Дальняя граница зоны поражения — до 20 километров. Этот важнейший показатель вдвое выше, чем у «Осы-АКМ».
На каждой пусковой установке одновременно по восемь двухступенчатых ракет.
Первые демонстрационные боевые стрельбы «Стилетом» были проведены с 4 по 7 ноября 2011 года на 174-м учебном полигоне ВВС и войск ПВО Вооружённых сил Республики Беларусь Доманово (Брестская область). Вероятно, при этом использовались старые штатные зенитные управляемые ракеты (ЗУР) от «Осы-АКМ». Поскольку работа над новой ракетой для «Стилета», названной Т382, в КБ «Луч» продолжалась еще, по крайней мере, и в 2014 году.
Там испытывали проблемы с созданием боевой части и планера перспективной ЗУР, пиропатронов и пороха. И справились ли с этим к сегодняшнему дню — неизвестно. Но на худой конец на складах Вооруженных сил Украины ждут своего часа тысячи старых, сделанных еще в Советском Союзе «осиных» ракет. Стрелять ими с пусковой установки «Стилета», как показали учения на белорусском полигоне, тоже возможно. Хотя и не с той, конечно, эффективностью, как хотелось бы разработчикам.
Скорее всего, старыми зенитными ракетами в ноябре 2011 года все низколетящие мишени над Доманово были поражены. Правда, несмотря на это пока не было сообщений, что новый ЗРК принят на вооружение армиями Белоруссии и Украины. Известно лишь, что первые две батареи «Стилетов» уже поставлены Азербайджану.
Но, во всяком случае, для Киева все могло резко измениться в нынешнем году. Еще в минувшем декабре секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов объявил: «Восстановление потенциала ПВО определено на 2016 год как приоритетная задача для нашего государства».
Очевидно, раз задача приоритетная, значит, под ее решение выделены и немалые финансовые средства. Что конкретно из новых ЗРК намерена закупать украинская армия — не оглашалось. Но логично предположить, что в этом секретном перечне значатся и «Стилеты». По крайней мере, ничего более современного из средств ПВО Киев пока не производит. Пусть даже и не в одиночку, а в кооперации с Минском. С нашими, как считается, самым ближайшим военно-политическим союзником.
На фоне происходящего в Донбассе, на фоне общего контекста нынешних практически разорванных российско-украинских отношений, такая двойственность позиции Белоруссии, согласитесь, выглядит, мягко говоря, странной. Причем, есть ощущение, что меняется та самая позиция прямо на глазах. И вовсе не в сторону укрепления союзнических обязательств со стороны президента Лукашенко.
Для краткости всю новейшую историю военно-технического сотрудничества Украины и Белоруссии рассматривать не станем. Возьмем лишь ту же эпопею с разработкой «Стилета».
Почему премьер-министр республики высказался против референдума о вступлении в Россию
Зимой 2013 года, сразу после того, как на киевском Майдане под проклятия в адрес России запылали горы автомобильных покрышек, компания «Тетраэдр» приостановила сотрудничество с украинцами в этом проекте. На 7-й международной выставке вооружений MILEX-2014 об этом сообщил официальный представитель «Тетраэдра» Игорь Новик. Он, в частности, заявил: «Мы взяли паузу в работе с КБ „Луч“ из-за политической и экономической ситуации, которая сложилась с конца прошлого года на Украине. В том случае, если положение в дальнейшем будет ухудшаться, у нас есть различные альтернативные варианты и замены».
Понятно, что «Тетраэдр» приостановил совместную с Киевом работу не по собственной инициативе. Для этого необходимо было политическое решение президента Лукашенко. И поначалу, стало быть, оно оказалось именно таким. Но вскоре, как показали события, сменилось на противоположное.
В декабре 2014 года лидер Белоруссии лично прикатил в Киев. Содержание своей беседы с Петром Порошенко Александр Григорьевич вкратце прилюдно пересказал так: «Петр Алексеевич, надо будет от Беларуси что-то — скажи. Мы тебе за сутки все сделаем, что ты попросишь. Все, что президент Украины ни просил, публично говорю, мы всегда все делали. И так будет впредь».
При этом Лукашенко заметил, что помогает своему коллеги не из личной выгоды, а «потому, что мы родные люди».
Неизвестно, вели ли два президента в тот раз разговор и о возобновлении совместной работы над «Стилетом». Но судя по тому, что эшелон с колесными шасси МЗКТ-6922 на днях прикатил на украинскую станцию, сотрудничество решено продолжить.
Нет сомнения, что это создает дополнительное напряжение между Минском и Москвой. Известно, что российская сторона не прочь радикально решить проблему: просто взять, да и целиком выкупить контрольный пакет акций Минского завода колесных тягачей. Тем более, что 70 процентов его продукции идет в Россию. В Минске выпускают не только шасси для почти всех наших мобильных зенитно-ракетных комплексов. Но и для российских оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», реактивных систем залпового огня «Смерч» и «Торнадо», зенитных ракетных систем С-300 и С-400 и для подвижных грунтовых ракетных комплексов Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) «Тополь», «Тополь-М», «Ярс» и «Рубеж».
Как выяснилось, переговоры на эту тему с союзниками Москва ведет годами. Без результата. Об этом в апреле нынешнего года откровенно и с явной обидой рассказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Вот его слова: «Они три года продавали нам этот МЗКТ, но так мы ни о чем не договорились. Не хотят продавать — не надо, мы на КАМАЗе наладим производство».
Наладить производство собственных шасси для ракетных комплексов мы, может, и наладим. Но сколько денег для этого потребуется? И когда завершится такое импортозамещение?
А до тех пор Минск в состоянии крепко держать нас за горло в едва ли не самой чувствительной области военно-политического сотрудничества. И даже, как оказалось, одновременно беззастенчиво сотрудничать с нашими врагами (а кем иначе считать нынешний киевский режим?). Не прерывая прибыльной риторики о верности союзническому долгу.
Хотя, конечно, речь все же о суверенной стране. С кем хочет — с тем и сотрудничает. Но некий осадок насчет такого удивительного союзничества, согласитесь, не может не остаться.
Справка «СП»
Создание зенитно-ракетного комплекса Т-38 «Стилет» — не единственный совместный проект Минска и Киева в области военно-технического сотрудничества. Уже упомянутым киевским КБ «Луч» и белорусской компанией «Пеленг» разработан и запущен в производство переносной противотанковый ракетный комплекс «Скиф». Его особенность - возможность наведения ракеты на цель с закрытых позиций и укрытий, что снижает риск поражения наводчика ответным ударом противника. На Украине выпускается под названием «Стугна-П». От базового образца отличается лишь украинским прибором наведения НП-И. Широко и кроваво применяется в ходе так называемой АТО на юго-востоке этой страны.
В 2011 году на международной выставке вооружений «IDEX-2011» был впервые продемонстрирован самоходный ПТРК «Каракал», совместная разработка белорусской компании «Белтех» и все того же украинского КБ «Луч». В ноябре того же года несколько самоходных пусковых установок ПТРК «Каракал» приняли участие в военном параде в столице Туркмении Ашхабаде.
Индия разворачивает лицензионную постройку российских субмарин
Новейшая белорусская высокоточная дозвуковая крылатая ракета оперативно-тактического назначения «Аист» оснащена турбореактивным двигателем МС-400 разработки украинской компании «Мотор Сич». По сообщениям СМИ, в 2016 году производство малоразмерных двигателей МС-400 будет развернуто на Оршанском авиаремонтном заводе.
Летом 2014 года, когда в Донбассе уже вовсю громыхала гражданская война, стало известно, что Оршанский авиаремонтный завод и украинское АО «Мотор Сич» совместно модернизируют украинские транспортно-боевые вертолеты Ми-8. При этом на 40 процентов обновляется обшивка, ставятся металлокерамические бронеплиты, новые двигатели, ракетное и стрелковое вооружение, бортовое радиоэлектронное оборудование. «Из старого вертолета мы делаем практически новый», — заявили в Минске.
В мае нынешнего года лидер Радикальной партии Украины Олег Ляшко в Верховной Раде заявил, что в конце 2015 года «в режиме строгой секретности» Гособоронзаказ Украины заключил соглашение с Белоруссией о поставках Киеву в 2016 году 120 произведенных в Минске грузовиков МАЗ-6317. В дальнейшем в Черкассах планируется развернуть лицензионное производство этих военных грузовиков из белорусских комплектующих.