Новые теракты в стране неизбежны
Пока Москва пытается скоординировать усилия с Вашингтоном по подавлению сирийского крыла «Аль-Каиды» * — «Джебхат-ан Нусры» ** (этот вопрос обсуждался 26 июля на переговорах в Женеве), по всей видимости, крупнейшая группировка перестала существовать.
Арабские СМИ сообщают: совет Шуры «Джебхат ан-Нусы» проголосовал о выходе из состава «Аль-Каиды». Как отмечает аналитик из вашингтонского Института Ближнего Востока Чарльз Листер со ссылкой на свои источники, официально об этом решении будет объявлено в официальном заявлении лидера «ан-Нусры» Абу Мухаммад аль-Джулани в ближайшее время — «в течение нескольких часов или дней».
По некоторым данным, группировка, численность которой в Сирии составляет более 6 тыс. боевиков, решила не только дистанцироваться от преемника Усамы бен Ладена — Аймана аль-Завахири, но и поменяла название на «Джебхат аль-Фатх аль-Шам» (выбирая также между «Аль-нусра аль-Шамия» и «Харакат Джебхат аль-Исламия аль-Сурия»). В Сети уже появился флаг новой, и как шутят блогеры, «хорошей» «ан-Нусры».
Источники цитируют слова одного из руководителей «ан-Нусры» Абу Марии аль-Кахтани: «Созрела необходимость в более прагматичном подходе к ведению гражданской войны в Сирии и в создании более широкой коалиции со значительной внешней поддержкой».
Новые теракты в стране неизбежны
Ребрендинг сводится к тому, что группировка, которую Штаты вроде как согласились не только считать террористической, но даже бомбить и позволить русским делать это без протестов, перекрасилась в «зеленый». То есть она примкнула и решила объединить вокруг себя «умеренные» группировки — с последующей «легализацией» перед мировым сообществом.
Сейчас, по информации арабских СМИ, заинтересованные повстанческие фракции обсуждают условия поступившего им предложения. Речь идет о союзе с салафитской коалицией «Джаиш аль-фатх» («Армией победы»), сформированной в марте 2015 при содействии Анкары и Эр-Рияда, до сих пор с успехом действующей, например, в Идлибе. Туда входят такие группировки, как «Ахрар аш-Шам», «Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар», «Джунд аль-акса», «Файла каш-Шам» и др. Надо заметить, что изначально в союз входили и отряды «ан-Нусры», которые позже откололись — по слухам, из-за разногласий с «Ахрар аш-Шам», поскольку такой союз явно доказывал их сотрудничество перед лицом ООН.
Как отмечают арабские аналитики (Mohamed Okda), группировка и после разрыва с головной структурой будет получать поддержку, поскольку «ан-Нусра» финансировалась не столько из «Аль-Каиды», сколько от частных доноров в Персидском заливе, спонсирующих сирийскую оппозицию.
— Там (в «ан-Нусре» — «СП») по-прежнему с уважением относятся к Усаме бен Ладену. Так что, это разделение не идеологическое, а организационное, — отметил эксперт в интервью изданию The Middle East Eye.
Напомним, 23 июля арабские СМИ сообщили о конфликте в руководстве «ан-Нусры» из-за вопроса дальнейшего сохранения подчиненного положения к «Аль-Каиде». Причина — переговоры Москвы и Вашингтона о координации усилий по борьбе с террористическими организациями. Инициативу оппозиционеров поддержал известный салафитский проповедник Абу Мухаммад аль-Макдиси, находящийся в Иордании и пользующийся значительным авторитетом. Он утверждает, что данное решение вполне приемлемо, если «идет на пользу делу вооруженный борьбы за установление законов шариата в Сирии».
Отметим, что российские эксперты неоднократно обращали внимание на то, что командирские должности в «ан-Нусре» занимают представители саудовской General Intelligence Presidency (Службы общей разведки КСА), которые распределяют денежные потоки. Неоднократно подтверждалась информация о том, что боевики «ан-Нусры» лечатся в медучреждениях Израиля. Но нельзя забывать и о действиях США. Есть подозрения, что Вашингтон даже на официальном уровне согласился считать «ан-Нусру» террористической организацией неспроста.
— «Джебхат-ан Нусра» в отличие от ИГ *** больше соприкасается с правительственными войсками САР: ее подразделения воюют в районе Дамаска, в центре и на юге страны, — отмечал в интервью «СП» эксперт РСМД и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов.
— То есть включение Штатов в борьбу и с этой группировкой в Сирии будет означать, что под ударом окажется значительная часть территорий страны.
В переформатировании группировки из террористической в «умеренные» многие аналитики также видят «американский след». С одной стороны, такой маневр ослабит «Аль-Каиду», что выгодно американцам в медийном плане. С другой — осложнит жизнь Москве, поскольку бомбардировки «перекрашенной» «ан-Нусры» вызовут многочисленные протесты на Западе, и у ВКС РФ останется только одна цель для свободной работы — «халифат», который, как было сказано выше, мало соприкасается с правительственными войсками. Конечно, есть шансы, что маневр «ан-Нусры», может привести к обратному эффекту — признанию террористическими всех групп, которые войдут в новую структуру, но они малы и это потребует времени.
Разрыв «ан-Нусры» с «Аль-Каидой» — идея американцев, говорит востоковед, советник директора Российского института стратегических исследований (РИСИ) Елена Супонина.
— С одной стороны, они понимали, что надо все-таки наносить удары по террористам, с другой — некоторые американские эксперты полагали, что с частью этой террористической организации можно работать. Для того, чтобы снять это противоречие и было предложено боевикам организации официально порвать с головной структурой, но поменялась ли от этого суть — вопрос. Для России главный критерий той или иной группировки — готовность сесть за стол переговоров. Если оппозиция этого делать не хочет, значит, обрекает себя на то, чтобы стать мишенью для ракетно-бомбовых ударов. Но понятно, что такой финт делается для того, чтобы вывести часть группировки из-под ударов авиации.
Арабист, старший преподаватель кафедры департамента политических наук НИУ ВШЭ Леонид Исаев отмечает: «Джебхат-ан Нусра» воспользовалась лазейкой, которая существует в отношении всех радикальных структур сирийской оппозиции.
— Международное сообщество выработало такой подход к сирийскому урегулированию, что если оппозиционная группировка готова покончить с радикальными методами борьбы, прекратить убивать мирное население и сесть за стол переговоров, то — милости просим. Так работает российский Центр по примирению враждующих сторон на авиабазе Хмеймим. Но тогда возникает вопрос — если вдруг курдско-арабский альянс разовьет наступление на Ракку, «халифат» окажется в трудном положении и его лидеры объявят, мол, все — мы готовы порвать со своим прошлым, стать «умеренными» и сесть за стол переговоров, что тогда делать? А ведь головы в Сирии отрезали абсолютно все — и ИГ, и «ан-Нусра», и «Ахрар аш-Шам», и даже «Шабиха» (проправительственные военизированные формирования) Асада.
В этом плане «ан-Нусра» просто воспользовалась лазейками, которые есть при урегулировании сирийского кризиса. Чтобы их исключить, нужно вырабатывать какие-то критерии в отношении группировок, а это — новая головная боль дипломатов. Таким образом, со стороны «ан-Нусры» это достаточно грамотный ход. Казалось бы, вроде бы Москва и Вашингтон разобрались в отношении нее, но теперь она перешла, так сказать, в другой статус.
Понятно, что это даст группировке некую передышку, в которой она нуждается. А если еще она вступит в широкий альянс с «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам» — группировками, в отношении которых нет вообще никакого консенсуса, поскольку многие страны отказываются признавать их террористическими, то это многократно усложнит ситуацию. Напомню, что представители этих формирований в апреле участвовали в переговорах в Женеве, более того — продолжают входить в Высший комитет по переговорам (ВКП) сирийской оппозиции. А любые переговоры без «эр-риядской группы» — это профанация.
Сможет ли оппозиция, контролируемая ЦРУ, перегруппироваться для борьбы с «халифатом»
Таким образом, и представители «ан-Нусры» теоретически могут претендовать на участие в переговорах по Сирии. Естественно, при таком раскладе, если ВКС РФ начнут бить по позициям «ан-Нусры», поднимется новый шквал критики, мол, Москва опять бомбит не ИГ, а «умеренных», игнорирует мнение международного сообщества и только разжигает конфликт. Поэтому с этим фактором придется считаться.
Справка «СП»
ИГ было создано в Ираке также при непосредственной поддержке «Аль-Каиды». Так, в 2006-ом появилась группа «Совет шуры моджахедов» (или «Совещательное собрание моджахедов»), которая в том же году трансформировалась в «Исламское государство Ирак». После того, как 9 апреля 2013 года было принято решение включиться в войну в Сирии, организация стала называться «Исламское государство Ирака и Леванта». Как отмечают востоковеды, именно в ходе войны в Сирии между бывшими союзниками и наметился раскол: ИГ стало претендовать на то, чтобы быть представителями «Аль-Каиды» в Сирии, но Айман аз-Завахири сказал буквально следующее: возвращайтесь в Ирак, а сирийский фронт оставьте «Джебхат ан-Нусре».
* «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
*** «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.