Наступление на Мосул объявляется уже пятый или шестой раз, но нынешняя операция кардинально отличается от предыдущих. Американцы и иранцы, которые в Ираке довольно плотно координируют свои действия, грамотно спланировали операцию. Недалеко от базы Аль-Кайяра, которая стала логистическим центром для этой операции, в кругу командиров шиитских формирований был замечен и командующий спецподразделением Корпуса стражей исламской революции «Аль-Кудс» генерал-майор Касем Сулеймани. «Темный рыцарь» Ирана не так давно уже принимал непосредственное участие в операции по взятию Фаллуджи, «сверяя часы» с американцами. И это при том, что в свое время — в 2006 году — 17 оперативная группа УВСН (Управления войсками специально назначения) гонялась за ним и за его «боевиками» по всему Ираку…
Ряд шиитских формирований введены в состав армии (например, «Бригады Бадр» Хади аль-Амери), что позволит избежать этнических чисток, которые мы видели в Рамади и Фаллудже. Кроме того, не исключено, что в составе шиитских формирований, введённых в состав ВС, есть бойцы КСИР и армейского спецназа, так же, как в составе курдской пешмерги — подразделения спецназа Турции (Турция и Иракский Курдистан тесно сотрудничают между собой, а у Эрдогана и Масуда Барзани довольно теплые личные отношения).
Несмотря на большое количество игроков, задействованных в операции, силы расставлены так, чтобы не допустить конфликтов на её начальной стадии. А она сводится к тому, чтобы стороны с северо-востока и востока (курдская пешмерга, поддерживаемые Турцией иракские туркмены, полиция и подразделения 9-ой дивизии ВС Ирака
Пока группировки иракских войск, наступающих с юга — от освобожденной летом авиабазы Аль-Кайяра, находятся в десятках километров от города. С этого направления их активно поддерживает артиллерия США, еще в июле переброшенная на аэродром — буксируемые гаубицы M777A2, САУ M109A6 Paladin. Но боевики ИГ* эффективно контратакуют мелкими группами с использованием шахид-мобилей. 17 октября было использовано 14 таких авто, что привело к довольно большим потерям как среди пешмерга, так и иракской армии. По некоторым данным, было «выбито» 82 иракца и неизвестное количество курдских бойцов (местное население спешно начало сдавать кровь для раненых).
В первый день новой операции, 17 октября, авиация нанесла 52 авиаудара плюс работа различной артиллерии. В будущем активность ВВС международной коалиции будет нарастать, и тогда продвижение иракцев (боеспособность которых вызывает вопросы) и других сил пойдет быстрее. Не исключено, что к американским выборам 8 ноября флаг Ирака появится на центральной площади Мосула вместо флага ИГ. Селфи радостных иракцев на очередной «площади Хадад», на которой ИГ проводило шариатские наказания, — этого будет вполне достаточно для поддержки кандидата от Демократической партии
Тем более что американцы опробовали новую тактику при штурме сирийского Манбиджа — плотные бомбардировки районов города заставляют жителей и боевиков перебегать в другие районы, при этом ВВС не трогают центральные. После этого силы входят и производят «зачистку», а из последнего района организован вывод боевиков и гражданских (якобы под их прикрытием). Здесь, скорее всего, будет так же.
Отметим, что в августе были информационные вбросы о том, что 2 млрд. долларов, собранных США для гуманитарной помощи жителям Мосула, на самом деле пойдут боевикам ИГ, которые впустят иракцев и Ко в город. Но этого не произошло, однако американцам (или самим или через турок или курдов) удалось подкупить бывших баасистов в Мосуле и городе Аль-Кайяра — они подняли бунт против ИГ как раз с началом наступления. Сложно сказать, окажет ли этот фактор какое-либо значение, однако в пиар-целях США могут его активно использовать.
Учитывая разнородность сил, наступающих на Мосул, возникает резонный вопрос по поводу возможных конфликтов между игроками. Однако пока можно сказать следующее — при ведении боевых действий они вряд ли будут серьёзными. К примеру, сейчас между иракцами и курдами есть определенное недопонимание — кто должен штурмовать прилегающие к Мосулу села на востоке, где действуют маневренные группы ИГ. Но вряд ли это сильно скажется на самой операции. Однако после возможного освобождения города обострение разногласий неизбежно — Турция заявляет об автономии для иракских туркменов, принимающих участие в наступлении (3 тысячи), курды — о том, что они, курды-сунниты, должны потом контролировать город
* «Исламское государство» — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.