Аргентина направила России коммерческое предложение по покупке более 15 истребителей МиГ-29. Об этом во время презентации МиГ-35 в Луховицах заявил замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Анатолий Пунчук. «Мы готовим соответствующий ответ», — приводит его слова «РИА Новости».
Надо сказать, Аргентина не относится к числу емких и развитых рынков российского оружия. До распада СССР страна не входила в число клиентов отечественной оборонки. После 1991 года контакты по этой линии носили эпизодический характер. Одной из причин является нехватка у Аргентины средств для широкомасштабных закупок.
ВВС Аргентины в данный момент в качестве тактической авиации располагают только 36 американскими истребителями-бомбардировщиками A-4AR Fightinghawk (модернизация A-4 Skyhawk, снят с вооружения ВВС США в 1979 году). Причем в боеготовом состоянии, по разным данным, находятся не более 4−5 машин, остальные на хранении. Все они должны быть списаны к 2018 году.
Неудивительно, что Аргентина ищет пути обновления парка боевых самолетов, и довольно давно. Так, в 2015 году министр обороны Аргентины Агустин Росси достиг технического соглашения с Израилем по вопросу закупки 14 истребителей «Кфир» C.10 (многоцелевой истребитель, разработанный израильской фирмой IAI Military Aircraft Group). Покупку предполагалось реализовать в форме заключения межправительственного соглашения, которое предусматривало начальный взнос в размере $60 млн. и последующую поэтапную оплату в течение 18 месяцев. Стоимость одного истребителя оценивалась в $21,6 млн. Соглашение включало пятилетнее техническое обслуживание техники.
Росси принял правительственную делегацию Израиля 10 ноября, но вместо ожидавшегося подписания соглашения заявил, что сумма контракта для Аргентины весьма существенна, и потому решение о покупке примет новое руководство страны (встреча проходила накануне второго тура президентских выборов).
В итоге сделка сорвалась, хотя Аргентина долго выбирала подходящий вариант, и, помимо «Кфир», вела переговоры по закупке китайских JF-17 «Тандер», шведских JAS-39 «Грипен» и истребителей «Мираж» F.1М из состава ВВС Испании.
С тех пор денег в военном бюджете Аргентины не прибавилось. И возникает вопрос: почему теперь Буэнос-Айрес рассматривает вариант покупки МиГ-29, и чем такое предложение интересно России? Возможно ли, что мы поставим Аргентине самолеты задешево в пику Британии, которая с приходом премьера Терезы Мэй взяла жесткий антироссийский курс? Сможет ли Аргентина, опираясь на российские самолеты, устроить «Фолкленды-2»?
— Аргентина обсуждала покупку израильских, китайских или шведских истребителей не только из соображений экономии, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Возможно, Буэнос-Айрес предпочел бы купить какие-нибудь устаревшие американские истребители, но в этом случае могла возникнуть масса проблем. В том числе, такую сделку могли запретить сами США.
С другой стороны, цена в $21,6 млн. за израильский «Кфир» C.10, на мой взгляд, великовата.
«СП»: — Почему нам интересна Аргентина?
— Воздушно-космические силы России планируют заменить парк легких истребителей на новейший МиГ-35. Как на днях сообщил главком ВКС РФ Виктор Бондарев, в серию самолет пойдет после 2019 года. При таком раскладе сам Бог велел избавиться от устаревших МиГ-29, и продать их кому-нибудь.
Аргентине, замечу, современные супер-истребители не особо нужны. ВВС этой страны, прежде всего, выполняют функции поддержания государственного суверенитета, и защищают интересы Аргентины в морской экономической зоне. К тому же, с точки зрения Латинской Америки, МиГ-29 — все еще достаточно серьезный истребитель. Он может нести самые современные ракеты, и обладает такими супер-функциями, как радиоэлектронное подавление самолетов противника.
Другими словами, если исходить из критерия стоимость-эффективность, для Аргентины МиГ-29 вполне бы подошли. Мы же на вырученные от продажи истребителей деньги могли бы заказать дополнительные МиГ-35 для российских ВКС.
«СП»: — Почему раньше Аргентина не проявляла интереса в российской авиационной технике?
— Иной была общая международная обстановка. С избранием Дональда Трампа и его попытками нормализовать отношения с РФ изменился и международный расклад. Если раньше американцы могли усмотреть в покупке российских истребителей чуть ли ни демарш со стороны Буэнос-Айреса, то сейчас аргентинцы вправе заявить: вы сами хотите иметь с русскими нормальные отношения, почему же мы не можем?!
Это открывает перед Аргентиной определенные возможности.
«СП»: — Если Аргентина купит у нас партию МиГ-29, Британия может рассматривать этот шаг как недружественный? В частности, из-за того, что руководство Аргентины до сих пор не отказывается от претензий на Фолклендские острова?
— Может — и пусть рассматривает. Британский премьер Тереза Мэй недавно заявила, что Запад не должен давать России никакой сферы влияния в Восточной Европе, и должен поддерживать «демократические режимы» на постсоветском пространстве. Другими словами, Британия собирается поддерживать тех, кто против нас.
Мы при таком раскладе, напротив, должны помогать всем соперникам Великобритании. В том числе, Аргентине — и даже скидочку на наши истребители сделать. Фолкленды, конечно, с помощью одних МиГ-29 не вернуть, но поставить Британию в неприятную ситуацию можно.
«СП»: — Состоится ли сделка с Россией?
— Не факт, что из аргентинской заявки что-то получится. Бывает, такие заявления делаются специально, чтобы прозондировать реакцию мирового рынка вооружений. Возможно, Буэнос-Айрес рассчитывает, что демонстрация готовности купить русские истребители заставит тех же французов сбавить цену на свои «Миражи». Или заставит американцев поставить на льготных условиях устаревшие истребители.
Но нам, замечу, ситуация выгодна в любом случае, даже если мы ничего Аргентине не продадим. Сам факт, что страна, которая прежде закупала самолеты у США и Германии, вдруг переориентируется на российские истребители, создает неприятный для американцев прецедент. Это создает фон, на котором и другие страны, которые прежде не покупали у России вооружения, смогут поднять вопрос о российских закупках. А чем больше стран, которые интересуются российским оружием, тем выше репутация нашего оружия на мировом рынке.
— Не исключено, что Аргентина играет в свою игру, — говорит и военный эксперт Виктор Литовкин. — Возможно, таким способом они сбивают цену на французские истребители «Рафаль» или на американские F-16. Ситуацию в данном случае иллюстрирует поговорка «обещать — не значит жениться».
Турки, к примеру, всерьез собирались покупать у нас вертолеты «Камова». В заявке на участие в тендере, поданной в конце 1997 года, фирма «Камов» предложила Турции двухместный многоцелевой боевой вертолет Ка-50−2 «Эрдоган», повторявший в конструктивном плане российский разведывательно-ударный Ка-52. В качестве его соисполнителя было выбрано отделение «Лахав Дивижн» (Lahav Division) израильской фирмы IAI, взявшее на себя разработку и комплексирование бортового радиоэлектронного оборудования — именно это отделение проводило модернизацию истребителей F-4E и F-5A/B ВВС Турции, и хорошо знало запросы турецких военных.
Казалось, заказ от Анкары у нас в кармане. Но турки, — видимо, не без нажима со стороны американцев, — начали выдвигать дополнительные условия. В конце концов, в июле 2000 года турецкое правительство объявило, что остановило свой выбор на американском вертолете AH-1Z «Кинг-Кобра».
Нечто подобное может произойти и в случае с Аргентиной.