Прогресс меняет приоритеты, а наши власти все еще надеются на сырьевой ренессанс
Стало известно, что Киев планирует передать в Международный уголовный суд (МУС) одну из пуль, попавших в самолет ВМС Ан-26, который якобы был обстрелян при попытке приблизиться к буровым платформам «Черноморнефтегаза». Об этом в эфире канала «112 Украина» рассказал главный военный прокурор страны Анатолий Матиос.
«Военная прокуратура сразу после прилета самолета зарегистрировала производство, сейчас проводят экспертизу, чтобы установить патроны, потому что это доказательство», — заявил он.
«Кто именно стрелял, мы, может, и не установим», — сказал Матиос, но подчеркнул, что ответственность высшего руководства России определит МУС, куда будут переданы собранные доказательства.
Напомним, в среду, 1 февраля в среду пресс-секретарь президента Украины Святослав Цеголко заявил, что в Черном море был обстрелян украинский транспортный самолет, который совершал тренировочный полет. Инцидент произошел в районе Одесского газового месторождения. Экипаж не пострадал, однако самолет якобы получил повреждение. Позднее министр обороны Степан Полторак сообщил, что после возвращения летательного аппарата на аэродром было обнаружено трехсантиметровое пулевое отверстие — «последствия обстрела самолета из стрелкового оружия».
По словам представителя штаба Черноморского флота РФ, украинский самолет совершил два провокационных захода на предельно низкой высоте на российские буровые вышки «Таврида» и «Крым-1». В штабе настаивают, что все заявления украинской стороны об обстреле являются ложью. «Для предотвращения возможной авиакатастрофы из-за столкновения с мачтой вышки сотрудник подразделения охраны буровой платформы подал четыре световых сигнала из сигнального пистолета», — заявил представитель ЧФ, подчеркнув, что никакой угрозы самолету не было.
Прогресс меняет приоритеты, а наши власти все еще надеются на сырьевой ренессанс
Ранее Министерство обороны России выразило официальный протест военному атташе Украины из-за действий самолета Ан-26, которые в Москве расценили как провокацию.
Стоит отметить, что целый ряд экспертов усомнился в достоверности предоставленной украинской стороной информации. Так многие обратили внимание, что судя по опубликованным фотографиям, отверстия в самолете сделаны сверху, а не снизу, как если бы стреляли с буровой. Анонимный российский эксперт по планированию и проведению специальных операций сообщил «Политнавигатору» еще несколько заслуживающих внимания несостыковок.
«Во-первых, самолет обстреляли якобы российские моряки в 10.10 по украинскому времени, а сообщили они об этом примерно в 16.00. Вопрос: Он, что, 7 часов летел до окрестностей Одессы, и при этом не доложил, что его обстреляли?
Во-вторых, в фюзеляже приличные пробоины, как будто в самолет стреляли как минимум из авиационной пушки. Они есть даже на верхней части фюзеляжа, чего не может быть при стрельбе снизу, тем более, из стрелкового оружия. (Или русские довели автомат Калашникова до пробивных параметров пушки, а мировое сообщество об этом не знает)", — рассказал наш собеседник.
Эксперт также добавил, что с буровой платформы велась съемка украинского самолета.
«Теперь им придется предъявить самолет полностью, а не отдельные пробитые (видимо, ранее где-нибудь в зоне карательной операции в ДНР-ЛНР) детали. Им придется теперь на том самом самолете, который охрана буровых вышек засняла сегодня во время облета, пробить отверстия, идентичные тем, которые они предъявили мировой общественности в качестве российской агрессии», — подчеркнул эксперт.
Отметим также, что это не первая попытка Киева совершить провокацию против буровых платформ «Черноморнефтегаза». 27 января командование ВМС Украины заявило о том, что водолазное судно «Почаев» подверглось обстрелу при попытке приблизиться к буровым вышкам. Пресс-служба ВМСУ тогда также продемонстрировала фотографии со следами от пуль на рубке корабля. Судя по всему, таким образом украинская сторона попыталась снять с себя ответственность за инцидент, случившийся в марте 2016 года, когда один из украинских кораблей открыл стрельбу из автоматического оружия по буровой установке «Таврида». Эти сведения были обнародованы только почти год спустя после инцидента.
После перехода Крыма в состав России и национализации «Черноморнефтегаза» Киев предпринял не одну попыток высадить своих представителей на платформы компании, однако всякий раз подход украинских плавсредств пресекался сторожевыми кораблями ВМФ России.
— Разумеется, пулю нарисовали с чудовищными по абсурду подробностями как «симметричный» ответ на запуск БУКа, факт которого был зарегистрирован наземными средствами контроля, — убежден политолог, руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов.
— Чтобы все забыли про БУК — Украина придумала «обстрел» с вышек Черноморнефтегаза. Думаю, когда сочиняли этот вариант, они там еще прикидывали — можно ли нанести заодно удар по вышкам, чтобы их уничтожить. Вовремя остановились, потому что нападение на российскую собственность было бы актом агрессии, на который Россия бы ответила. Хотя, как говорится, еще не вечер. Поведение обезьяны с гранатой регулируется уровнем алкоголя в крови.
«СП»: — Многие эксперты указывают на очевидные «ляпы» всей этой истории. О чем это говорит? Украина даже не может организовать грамотную провокацию?
— Украина привыкла к тому, что самые идиотские и на первый взгляд совершенно несерьезные провокации Европа воспринимает как нужно, поддерживая украинскую позицию. До сих пор любая чушь, от самой крупной — об «оккупации части Украины», до мелких, принимались «цивилизованным миром» просто на веру. И наоборот, очевидные факты преступлений со стороны Украины, например, подрыв ЛЭП в Херсонской области и обесточивание Крыма, которое случилось на глазах всего мира и по нормам международного права выглядит как акт геноцида населения конкретной территории — все это «цивилизованный мир» не замечает.
«СП»: — Провокации против вышек продолжаются с момента перехода их под юрисдикцию РФ. Украина всерьез думает отбить эти вышки или преследует иную цель?
— Это рефлекс ампутированной руки у украинских олигархов. Вышки, расположенные в Крыму, раньше качали деньги в карман украинских олигархов, теперь они пополняют крымский бюджет. Желание отобрать нефтяные и кстати газовые доходы у Крыма — это на подсознании. Ничего отобрать Украина не сможет, но вворачивать эти вышки в информационную повестку будет, пока эта банда не лишится власти.
«СП»: — Есть ли возможность надежно защитить эти платформы? Охранять их силами ЧФ? Обстреливать все объекты при попытке приблизиться?
— Все стратегические объекты инфраструктуры Крыма надежно защищены. Украина недавно проводила учения рядом с акваторией Крыма, оценка военным возможностям ВСУ была дана, все нормально. Самый большой уровень угрозы по-прежнему можно относить к проникновениям групп диверсантов, но с лета прошлого года и этот вопрос решается весьма эффективно.
«СП»: — Может, стоит вынести этот вопрос на международный уровень? Воспримут ли там доводы России или будут считать, что «Черноморскнефтегаз» — собственность Украины? Каким, кстати, по-вашему, будет решение МУС?
— Еще раз напомню правовую базу всех решений о национализации в Крыму. Крымский конституционно уполномоченный орган, согласно украинской, а не только крымской конституции, принял решение о независимости Крыма. Все периодически забывают, что перед референдумом о вхождении Крыма в состав России был еще принят акт независимости Республики Крым. Так вот с этого момента власти полуострова, как по Конституции Республики Крым, так и по всем международным нормам и историческому опыту других стран, имели полное право провести национализацию любых объектов. Это сразу произошло в отношении всей украинской собственности, затем под национализацию попали объекты украинских олигархов — от стратегических предприятий до пансионатов. В основном потому, что большая их часть была приобретена неправовым путем. Потом национализация остановилась — средний и малый бизнес вообще не пострадал, это было просто нецелесообразно. «Черноморнефтегаз» одним из первых был национализирован. Но прежде чем какой-либо суд вообще начнет рассматривать такой иск — ему, как и истцу, сначала придется признать российскую юрисдикцию Крыма, а потом уже рассматривать все эти обстоятельства. Пусть идут в суд.
— Тут прежде всего надо задавать вопрос: почему вообще этот самолет оказался поблизости от вышек, — комментирует инцидент с самолетом военный эксперт, директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.
— Пулевой характер обстрела уже сам по себе вызывает вопрос — он вообще на какой высоте шел? Кроме того, АН-26 — это транспортник. Как заверял министр обороны Полторак, он совершал тренировочный полет. Что это за тренировочный полет транспортной авиации? Я понимаю тренировочный полет истребителя или бомбардировщика, но тренировочный полет транспортника без груза… Он куда летел? Что он вообще делал? Почему он оказался в зоне работы РЛС Российской Федерации, если они заявляют, что они были в исключительной экономической зоне Украины? И стреляли из стрелкового оружия с буровой вышки. Вообще отлично! Это как так? Что он так низко шел и что он так вообще делал? Что это был за тренировочный полет, и зачем он так снижался, чтобы быть обстрелянным из стрелкового оружия? Специально что ли? Не думаю, что из этого инцидента что-то выйдет. Украинская сторона напрасно старается.
«СП»: — Это уже не первый инцидент вокруг вышек «Черноморнефтегаза». Долго это будет продолжаться? Есть ли способ надежно защитить наши вышки? Защищены ли они от подводных диверсантов и что еще Киев там может придумать?
— Работа над этим идет. Защите крымских рубежей уделяется первостепенное внимание в Южном военном округе. Исключать диверсий, безусловно, нельзя. Тем более — вы помните недавние события с захватом диверсантов, правда, они действовали в другой части полуострова, но тем не менее, это были самые настоящие украинские диверсанты. Исключать таких же инцидентов с платформами, конечно же, тоже нельзя. Для их защиты, поверьте, делается немало. Что именно — это уже вопрос к компетентным органам.
«СП»: — Киев действительно мечтает совершить какую-то диверсию на платформах, или все это делается, чтобы привлечь к себе внимание?
—Конечно, привлечь внимание. Посмотрите на события в Авдеевке. Кроме как для привлечения внимания, для чего еще это было сделано? Им нужно создавать большое количество инцидентов, которые будут будировать ситуацию. Та же Авдевка — сплошная провокация. Про них забывают. Они уже никому не интересны — я имею в виду правительство, пришедшее к власти с помощью переворота. И они это понимают. А тем более сейчас, когда вступил в должность новый президент США, который не раз заявлял о намерении пересмотреть политику в отношении Украины. Они вообще в панике. Им нужно как можно больше провокационных прецедентов подобного рода.
Оборонный потенциал «незалежной»: утрата позиций компенсируется милитаризацией
Опять же, если они утверждают, что были в своей исключительной экономической зоне, то как они оказались около платформы? То есть они опять начинают провокационные действия, направленные на оспаривание статуса Крыма. Крым — территория России. Всем это понятно и очевидно, понятна позиция российского руководства. Что еще обсуждать?
Вспомните недавние ракетные стрельбы. Тоже сначала заявлялось, что они будут осуществлены в секторах, находящихся в зоне ответственности крымской ПВО. В итоге они на это не пошли, понимая, что, если бы они что-то сделали, то все их ракеты посбивали бы. Но перед этим сделали массу угрожающих заявлений. Таких инцидентов было уже огромное количество, и нынешний, к сожалению, не последний.