Берлин увязывает будущее проекта с сохранением транзита через Украину
Дели выдвинул Москве неожиданный ультиматум. Индия продолжит участвовать в совместном с РФ многомиллиардном проекте по созданию истребителя пятого поколения FGFA только при выполнении двух условий. Первое из них — полномасштабная передача российской стороной всех технологий, чтобы в дальнейшем Индия могла самостоятельно модернизировать самолеты с интеграцией новых вооружений. Второе — помощь в разработке проекта боевого самолета AMCA, которым сейчас занимаются индийские авиастроители. Об этом в четверг, 9 марта, сообщила газета The Times of India со ссылкой на источники в индийском Минобороны.
По информации издания, решение принято «на высшем уровне», чтобы «не повторять ошибок», допущенных при заключении контракта на производство в Индии российских истребителей Су-30МКИ.
«Хотя большая часть из 272 истребителей марки „Сухой“ (240 введенных в строй) была изготовлена индийским авиаконцерном Hindustan Aeronautics (HAL), в основном они были собраны из импортируемых комплектов. HAL все еще не может производить „Сухие“ самостоятельно», — заявил источник издания. При этом он отметил, что истребители, собираемые в Индии, обходятся дороже поставляемых из России.
Берлин увязывает будущее проекта с сохранением транзита через Украину
Кроме того, Дели, по информации The Times of India, намерен еще потребовать от России твердые гарантии, что, потратив примерно $25 млрд. на разработку FGFA, он получит 127 истребителей по приемлемой цене.
Надо заметить, что индийцы в целом демонстрируют весьма критический настрой. Как отмечает The Times of India, ВВС Индии не устраивает российский истребитель пятого поколения Т-50, создаваемый по программе ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). По мнению индийской стороны, он не является полноценным стелс-самолетом, а его двигатель не обладает достаточной тягой.
Ранее сообщалось, что Дели выдвинул более 40 дополнительных требований к проекту FGFA. В частности, индийцы добиваются применения новейших российских двигателей, обеспечивающих крейсерскую сверхзвуковую скорость (предложенные АЛ-41Ф1 их не устраивают), бортового радиолокационного комплекса с круговым обзором, а также требуют понижения радиолокационной заметности.
В результате, работа с индийцами застопорилась. Об этом в феврале заявил глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь на салоне Aero India-2017 в Бангалоре. Поясним: в июне 2013 года Россия завершила контракт первого этапа объемом $295 млн., по которому разрабатывался технический облик FGFA. Сейчас речь идет о контракте второго этапа. В его рамках должна быть запущена разработка истребителя с учетом требований индийской стороны. Стоимость работ оценивается в $4 млрд. для каждой из стран-участниц проекта.
Что стоит за демаршем Индии, появится ли российско-индийский FGFA?
— Решение совместно с индийцами разрабатывать истребитель пятого поколения было ошибкой, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Индийская сторона, в рамках этого проекта, занимается в основном созданием программного обеспечения, а мы вполне могли бы это делать самостоятельно.
Беда в том, что руководители российских промышленных предприятий хватаются за любую возможность получить валютные поступления, и иногда готовы ради этого на не вполне адекватные шаги. Это объясняется и отсутствием опыта ведения дел на внешних рынках, и банальной коррупцией.
Замечу: ни одно государство не поставляет на экспорт передовые системы вооружений, тем более системы, которые еще только находятся в разработке. И никто никогда не продает передовые военные технологии, это просто исключено.
Например, мы поставляем Китаю новейший истребитель Су-35. Но у нас есть еще более «продвинутый» самолет — Т-50. Другими словами, даже если китайцы наладят производство собственного истребителя «по мотивам» Су-35, мы будем опережать их на поколение.
Американцы, замечу, действуют точно так же. Например, они никому не продают технологии F-22. Да, F-35 американцы делали совместно с рядом стран, чтобы снизить стоимость проекта. Но страны-партнеры занимались, по сути, разработкой второстепенных компонентов. А основные компоненты разрабатывали сами США, и лицензии на производство этих самолетов американцы передавать никому не собираются.
«СП»: — Почему же Индия требует, чтобы мы передали ей технологии?
— Индусы, я считаю, обнаглели. В 2014 году к власти в Индии пришел премьер Нарендра Моди, известный своими националистическими взглядами. Он проводит жесткий курс на локализацию производства на территории Индии. Но в данном случае, на мой взгляд, наглость Дели перешла допустимые границы.
Мы индийцам уже дали возможность локализовать производство Су-30МК — собирать истребители из комплектов, поставляемых Россией. Для Индии это не только новые рабочие места, но и возможность совершенствовать кадровый потенциал, использовать его во благо экономики. Но нет, этого показалось мало — теперь они желают еще и овладеть нашими передовыми технологиями. Но так, повторюсь, никто и никогда не поступает, и свои производственные секреты не выдает.
«СП»: — Как следует ответить Дели?
— Нужно четко дать понять, что никаких технологий они от нас не получат. Замечу, индусам взять эти технологии неоткуда — ни французы, ни американцы делиться тонкостями самолетостроения не станут. Индии, я считаю, и без технологий выгоднее иметь дело с Россией — мы им даем больше, чем другие: возможность участвовать в совместных проектах, и за счет этого учиться чему-то, плюс собирать самолеты на индийских предприятиях.
Но дальше этого, я считаю, нам заходить не надо. А если индусы будут гнуть свое, и попытаются вытеснить нас со своего рынка вооружений, надо отвечать ассиметрично — например, налаживать отношения с Пакистаном. Думаю, Пакистан будет заинтересован в покупке у нас вооружений, и это будет крайне неприятным сюрпризом для Дели.
— Проект с Индией продвигается трудно, прежде всего, потому, что в индийской армии сильны позиции лоббистов, представляющих интересы военных концернов Франции, Великобритании и США, — отмечает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Публикации, подобные статье в The Times of India, как раз отражают внутреннюю борьбу этих лоббистов. На мой взгляд, очевидно, что наличие программы FGFA оттягивает средства от закупки дополнительных партий французских истребителей «Рафаль». И надо понимать: сторонники «Рафалей» будут до последнего биться за то, чтобы блокировать сотрудничество Дели и Москвы.
ВМСУ получат 25-летние патрульные катера Береговой охраны
С другой стороны, у индийцев большие амбиции, и они хотят получить максимум за свои деньги: практически полную локализацию производства самолетов с самого начала, а не через 10−15 лет, как предлагает российская сторона.
Думаю, мы по результатам торга с Дели сможем пойти на передачу каких-то технологий по планеру и материалам. Плюс пойти на довольно значительное участие индийцев в комплектации самолета индийским оборудованием. Но мы точно не станем передавать технологии производства РЛС или двигателей — по крайней мере, в ближайшие годы.